Свободные экономические связи между предприятиями, находящимися в странах ЕАЭС, создают прочную основу для их развития и роста. Поддержание, укрепление и защита этих связей находится в области задач соответствующих Министерств государств ЕАЭС. Их решения продиктованы глубиной исследования тематики, здравым смыслом, перспективным видением и не приемлют искажения информации.
В этой связи история с восстановлением ввозной таможенной пошлины на линейный полиэтилен низкой плотности (ЛПЭНП), о которой все чаще стали писать в интернете, вызывает неподдельный интерес и требует прояснения.
Как известно, до 2010 года ставка импортной пошлины на ЛПЭНП составляла 10%. Пошлина была обнулена по инициативе одного из крупных потребителей ЛПЭНП – производителя стретч-пленки - в связи с недостаточными объемами производства в странах ЕАЭС. За последние несколько лет ситуация на рынке ЛПЭНП изменилась кардинально.
Несколько слов о самом продукте. ЛПЭНП – это полиэтилен с плотностью меньшее 0,94 г/см3 и содержанием этилена менее 95%. Это продукт с кодом товарной-номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС 3901 40 0000 содержит в своем составе альфа-олефины С4, С6 или С8. В основном, этот вид полиэтилена используется для производства стретч-пленки, в виде отдельного слоя при производстве множества других видов пленки, геомембран, в качестве добавки при производстве компаундов и некоторых других видов изделий. Добавляя ЛПЭНП в сырье при производстве изделий переработчики добиваются лучшей технологичности самого производственного процесса и улучшают гибкость или снижают хрупкость изделий.
ЛПЭНП может производится на двух видах катализаторов: Циглера-Натта и металлоценовых. Свойства полиэтилена, изготовленных на различных катализаторах могут быть различны. Изделия, изготовленные из ЛПЭНП, произведенном на металлоценовом катализаторе имеют более высокую прочность. В этой связи, ЛПЭНП на металлоценовым катализаторе применяют на высокоскоростных машинах, где нагрузка на изделие при производстве может быть высокой. Вместе с тем, в связи с тем, что ЛПЭНП на металлоценовом катализаторе стоит значительно дороже, чем его аналог на Циглера-Натта, его покупают в незначительных количествах в качестве добавки с ЛПЭНП, изготовленному на Циглера-Натта. Стоит заметить, что есть еще несколько других ключевых показателей, которые отличают одни виды марок ЛПЭНП от других. Например, показатель текучести расплава или ПТР. Обычную стретч-пленку изготавливают из ЛПЭНП с ПТР равным 3. Геомембраны изготавливают из ЛПЭНП с ПТР 0,5 до 1. В качестве добавок при производстве пленок используют ПТР около 2.
Производство. В Российской Федерации три производителя производят ЛПЭНП: ПАО «Нижнекамскнефтехим», г.Нижнекамск; ПАО «Казаньоргсинтез», г.Казань; ПАО «ЗабСибНефтехим», г.Тобольск. в 2018 году ПАО «Нижнекамскнефтехим» полностью перешел на производство ЛПЭНП и довел его объем до 170 тыс.тн в год, отказавшись от производства полиэтилена высокой плотности. ПАО «Казаньоргсинтез» производит 60 тыс.тонн в год, а ПАО «ЗабСибНефтехим» выходит на полную мощность и на своих четырех установках сможет производить до 400 тыс.тн в год. Итого суммарно переработчики стран ЕАЭС смогут свободно потреблять до 630 тыс.тн в год ЛПЭНП.
Потребление. Однако потребление ЛПЭНП в странах ЕАЭС в последние 10 лет не росло такими темпами как производство. Уровень потребления стран ЕАЭС в ЛПЭНП оценивается на уровне 367 тыс.тонн в год, что более чем в 1,5 раза меньше производимых объемов.
Импорт. В связи с резким увеличением внутреннего производства ввоз иностранного ЛПЭНП в страны ЕАЭС соответственно значительно сокращался. Анализ потребления импорта за первое полугодие показывает, что основные объемы ЛПЭНП ввозились для производства стретч и других видов пленок – 47 %, а также для переработчиков, использующих металлоценовый ЛПЭНП – 35%.
Экспорт. Если в 2018 году на экспорт за пределы стран ЕАЭС было отгружено всего 7,5 тыс.тн ЛПЭНП, то уже за первое полугодие 2020 года на экспорт было отгружено 122,43 тыс.тонн.
Вышеприведенный баланс спроса и предложения ЛПЭНП показывает, что рынок стран ЕАЭС стал сильно профицитным и производителям ничего не остается делать как конкурировать между собой, чтобы предоставлять наилучшие условия сотрудничества для переработчиков. Отсюда понятна и причина предложения Российской Федерации о поднятии ввозной пошлины на ЛПЭНП до уровня 6,5%, который принят в странах ВТО: снизить и заместить значительный объем импорта ЛПЭНП при его избытке в странах ЕАЭС. Это обычная мировая практика защиты внутреннего рынка на профицитных рынках направлена для стимулирования внутренней конкуренции поставщиков сырья, а также стимулирования создания и укрепления кооперации между производителями и переработчиками сырьевых материалов.
Так уж сложилось, что в Казахстане не производится полиэтилен, поэтому сырье приходится ввозить из других стран. В этой связи, наиболее очевидным и выгодным вариантом является использование российского сырья, который находится в избыточных объемах.
«Во-первых, это возможность получения конкурентных цен. Мы работаем с российскими поставщиками уже больше года и их цены ниже импортного сырья и даже ниже полиэтилена из Узбекистана», - перечисляет выгоды генеральный директор компании «INTELLPACK» Евгений Емельянов.
«Не стоит забывать, что качество российского сырья намного лучше узбекистанского, хотя цены ниже. К тому же, поставки российской продукции гарантированы профицитом полиэтилена в Российской Федерации и отсутствием таможенной границы между нашими странами, а поставки из третьих стран зависят от конъюнктуры мирового рынка.
Во-вторых, при работе с российскими поставщиками полиэтилена оборачиваемость денежных средств составляет всего 10 дней, а при работе с Корейскими или Саудовскими поставщиками оборачиваемость составляет не меньше 70 дней. Сегодня в условиях быстро меняющегося рынка, это очень важный момент.
«Я могу обернуть две партии российского сырья, пока получу доход от договорных отношений с дальним экспортом. В-третьих, при поставках с третьих стран нужно покупать большие месячные объёмы, а из России любой переработчик может купить полиэтилен по одной машине или вагону», - сказал Евгений Емельянов.
В-четвертых, из дальнего зарубежья переработчики получают сырье в основном в мешках навалом, что увеличивает затраты на перетарку, устранение порывов мешков и надлежащее хранение. В тоже время, из Российской Федерации товар приходит в мешках на паллетах, которые легко перегружать и хранить без ущерба для товара.
В-пятых, очень важный момент для всех переработчиков: при работе с зарубежной валютой, товар может быть куплен в валюте с одним курсом, но по факту поставки часто оказывается, что курс уже другой и поставка не выгодна, но отказаться уже невозможно. А при работе в рублях, такого риска просто не существует.
«Я уже не говорю о таких расходах как оплата услуг складов временного хранения и стоимость таможенных процедур при импорте продукции из третьих стран. При ввозе продукции из России такие расходы отсутствуют», - добавил Евгений Емельянов.
Анализируя выгоды от работы с союзной республикой тяжело согласиться с мнением главы Ассоциации упаковщиков о негативных последствиях прямых договорных отношений. Однако поведение Ассоциации вполне объяснимо, так как их основной идеей было создание «единого оператора, который будет собирать заявки мелких переработчиков республики Казахстан на поставку ЛПЭНП и формировать единую заявку. Единый оператор организует склады в 4 основных городах: Нурсултан, Алматы, Караганда и Атырау для хранения постоянных запасов продукции для переработчиков и обеспечения их сырьем «по звонку». Оператор будет закупать продукцию на условиях предоплаты и распределять ее по переработчикам в соответствии с заявками» (выписка из Протокола переговоров представителя «Ассоциации упаковщиков» республики Казахстан с представителями ПАО «Нижнекамскнефтехим», республика Татарстан от 11.07.2019.).
Однако идею о создании единого оператора не поддержали большинство участников Ассоциации упаковщиков. Любой оператор – это удорожание стоимости сырья, потому что ему нужно будет тоже платить за работу. Нас устраивает прямая работа с поставщиками сырья» - говорит директор «Уральского завода полиэтиленовых труб».
Видимо с этого момента и наметились разногласия среди членов Ассоциации упаковщиков. В своем письме Министру торговли и интеграции Республики Казахстан Бахыту Султанову представители мелких и средних предприятий так и пишут: «Мы вынуждены констатировать, что действия ассоциаций республики, а именно, Ассоциации упаковщиков, Союза обрабатывающей промышленности в защиту тех компаний, которые используют материалы только в качестве добавок, а не в качестве основного сырья, в вопросе изменения ставок ввозных таможенных пошлин не учитывают мнение большинства предприятий, которые действительно потребляют ЛПЭНП с кодом ТН ВЭД 3901 40 0000 довели компанию «INTELLPACK» до грани остановки, снижают инвестиционную привлекательность республики Казахстан для создания новых предприятий по переработке ЛПЭНП, а также выставляют наши предприятия в негативном свете перед производителями ЛПЭНП Российской Федерации, которые уже целый год исполняют свои обязательства по поставке ЛПЭНП в республику Казахстан с наименьшими ценами» (выписка из письма переработчиков республики Казахстан Министру торговли и интеграции РК Султанову Б.Т. от 2.06.2020.).
«Я демонстративно вышел из ассоциации, так как не вижу практической пользы и создаю другую, которая действительно будет помогать переработчикам. Я понимаю, что Ассоциация упаковщиков частная компания и тоже стремится заработать, но нельзя же так манипулировать мнением своих участников, что им же самим становится не выносимо!» - говорит Евгений Емельянов. - Я нахожусь на грани остановки и говорю им об этом. А они даже не слышат меня!».
В том же письме переработчики раскрывают одну из проблем, которая существует при нулевой таможенной пошлине на ЛПЭНП: «… в Российской Федерации функционируют также крупнейшие производители товаров народного потребления, а, в частности, стретч-пленки, сельхозпленок, которые имея возможность покупать более дешевое беспошлинное импортное сырье (из-за крупных объемов закупа), успешно захватывают рынок конечной продукции республики Казахстан и уничтожают малые и средние предприятия нашей Республики. Показательным примером является прекращение деятельности производства некоторых предприятий, которые стали убыточными в связи с заводом из Российской Федерации аналогичной продукции по более дешевым ценам, что стало возможным благодаря использованию российскими производителями ЛПЭНП, ввозимого из зарубежных стран с нулевой ставкой импортной пошлины. В настоящее время в аналогичной ситуации находятся предприятия «INTELLPACK», «Европолимер», «Ыстык Уя», а также много мелких переработчиков, продукция которых не может конкурировать со стретч-пленкой, ввозимой из Российской Федерации».
Кстати, об аналогичной проблеме и даже ее решении говорит сам председатель Ассоциации упаковщиков в своем последнем послании в LS: «В ассоциации считают, что Казахстан должен повышать пошлины на ввоз иностранной готовой продукции. Тогда это защитит местного производителя и приведет к удорожанию продукции иностранных конкурентов. Также эта мера приведет к увеличению рабочих мест и налоговых отчислений». Он явно видит угрозу в лице Узбекистана и убежден, что из узбекистанского полиэтилена более низкого качества можно делать продукцию высшего качества и продавать дешевле, чем в Казахстане. При этом доводы переработчиков о том, что российское сырье продается дешевле узбекистанского остаются не услышанными.
В противовес этому не может не оставаться не замеченным активная и настойчивая работа Министерства торговли и интеграции Республики, которые в целях выяснения истинной ситуации совместно с ассоциацией «Атамекен» провели множество встреч с переработчиками и даже с приглашением одного из российских поставщиков ЛПЭНП, организовали подписание протоколов с обязательствами по гарантированным поставкам ЛПЭНП по заявкам переработчиков республики Казахстан, настояли на подписании договоров и, самое главное, несмотря на пандемию коронавируса, уже получили результат: реальное увеличение поставок ЛПЭНП в республику Казахстан по приемлемым ценам.
Более того, представители Министерства торговли и интеграции рассматривают согласование меры только на 1 год, по результатам которого можно будет судить об ее эффективности.
Кроме того, в целях исключения влияния меры на переработчиков, которые используют уникальное дорогостоящее импортное сырье, рассматривается согласование разделения кода ТН ВЭД 3901 40 0000 на два:
- 3901 40 0001 – ЛПЭНП с удельным весом менее 0,916 или с сомономером октен-1 (С8), или с температурой плавления ниже 120 градС., на который пошлина останется нулевой, и
- 3901 40 0009 – ЛПЭНП прочий, на который пошлина будет восстановлена до 6,5% и по гарантированным поставкам которого получены соответствующие обязательства от одного из производителей Российской Федерации.
Таким образом, можно оставаться уверенным, что переработчики линейного полиэтилена низкой плотности защищены Министерством торговли и интеграции.
Партнерский материал