Торгово-экономические отношения Казахстана в условиях пандемии COVID-19 претерпели некоторые изменения. Но основные направления остались приоритетными: Китай, Россия и Узбекистан. Насколько на сегодня данным странам интересна казахстанская продукция и какие факторы тормозят реализацию экспортных планов, центру деловой информации Kapital.kz рассказал вице-министр торговли и интеграции РК Кайрат Торебаев.
- Кайрат Калмукаметович, насколько на сегодня в условиях пандемии коронавируса перспективным направлением для развития торговых отношений страны является китайский рынок?
- Для начала можно озвучить цифры: Китай – это страна с объемом рынка 1,4 млрд человек. Для обеспечения своего населения всем необходимым Китай всегда будет в поисках новых рынков и товаров, чем может воспользоваться Казахстан. К тому же страна является одним из главных торговых партнеров РК. И именно в период пандемии с Китаем наблюдается рост взаимной торговли, в частности экспорта. Так, за первое полугодие 2020 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года он вырос на 20% и составил 4,8 млрд долларов. Выросли объемы и самой востребованной отрасли во время пандемии и карантинных мер - пищевой промышленности - на 34,2%. Также перспективными являются металлургическая и нефтехимическая отрасли. Есть и перспективы наращивания поставок свинины. Потенциал экспорта оценивается минимум в миллиард долларов. И поэтому нам, как ближайшим соседям, весьма выгодно усилить производство свинины внутри страны и поставлять уже готовый продукт. К 2025 году производство данного вида мяса в Казахстане планируется нарастить с 91 тыс. тонн до 250 тыс. тонн. Половину произведенного продукта планируется экспортировать в КНР и Россию.
- Но все еще есть вопросы по таможенным процессам между нашими странами, насколько мне известно?
- Да. И на 11-м заседании Подкомитета по торгово-экономическому сотрудничеству Казахстанско-китайского комитета по сотрудничеству одной из главных тем для обсуждения были именно вопросы, связанные с нынешней ситуацией на таможенных пунктах пропуска Казахстана и Китая. На сегодня наблюдается большое скопление порожних автомобилей, ограничение в допуске казахстанской продукции, перевозимой железнодорожным и автотранспортом. Было отмечено, что основная причина возникновения такой ситуации – это усиленные меры санитарного контроля, введенные в связи с нынешней эпидемиологической ситуацией. По итогам заседания мы с моим коллегой - заместителем министра коммерции КНР - договорились о необходимости ускоренного решения вопроса и выработки взаимоприемлемых предложений для улучшения ситуации в целом. Хочу отметить, что в случае возникновения вопросов либо необходимости оказания той или иной помощи нашим экспортерам можно обратиться через наш телеграм-канал t.me/exportgov.
- Какими проектами на российском рынке может заинтересоваться Казахстан?
- Российская Федерация является стратегическим партнером Казахстана. Как вы знаете, мы интегрированы в рамках Евразийского экономического союза, где создаем условия не только для свободного перемещения товаров, но и стимулируем к совместной промышленной и агропромышленной кооперации стран-участниц. Учитывая, что Россия в экспорте Казахстана занимает порядка 8-10% и более половины казахстанского экспорта приходится на обработанные товары, мы видим возможности по углублению сотрудничества именно по этим направлениям. Например, такие как трансформаторы, аккумуляторы, удобрения азотные и фосфатные.
К примеру, по статистическим данным в структуре импорта России, казахстанские трансформаторы занимают всего 11%, аккумуляторы – 15%, а текущий экспорт трансформаторов составляет 24,2 млн долларов США, аккумуляторов – 40,5 млн долларов США. Это говорит о значительном объеме рынка России по данным продуктам. То есть мы можем не только нарастить наш экспорт, но и встроиться в региональные цепочки добавленной стоимости, создавая совместную экспортно ориентированную продукцию.
- С учетом ограничений в логистике из-за пандемии насколько усиленно, по-вашему, будут наращиваться торгово-экономические отношения со странами ЦА? И с какими странами с большей вероятностью?
- Конечно же, от мировой пандемии COVID-19 на экономику существенно пострадала торговля стран Центральной Азии. За первые пять месяцев 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года товарооборот Казахстана со странами ЦА сократился на 16,9% и составил 1,5 млрд долларов. Снизился как экспорт на 5,5% (с 1,4 до 1,2 млрд долларов), так и импорт на 9,3% (с 475,4 до 336,0 млн долларов). При этом заметное снижение показателей внешней торговли произошло с Узбекистаном: товарооборот снизился на 19,6%, экспорт на 20%, импорт на 18,6%. На Узбекистан в январе-мае 2020 года пришлось 59% товарооборота Казахстана со странами ЦА (в январе-мае 2019 года – 61%). В связи с этим снижение показателей с данным государством заметно влияет на показатели товарооборота со странами региона. С Кыргызстаном также товарооборот снизился на 15,7%, экспорт на 15,7% и импорт на 15,9%. В сравнении с другими странами ЦА с Таджикистаном товарооборот снизился незначительно, на 9,5%. При этом экспорт вырос на 18,5%, а импорт снизился на 90,3%. С Туркменистаном товарооборот снизился на 13,8%, экспорт на 27,5%, а импорт вырос на 66%.
Данные показатели отражают степень влияния карантинных мер, принятых в странах ЦА, на состояние взаимной торговли между странами.
- Для Казахстана Узбекистан все еще является главным торговым партнером?
- Да. В регионе акцент на наращивание торгово-экономических отношений будет делаться именно на Узбекистане. Например, в соответствии с действующей нормативной правовой базой между Казахстаном и Узбекистаном действует режим беспошлинной торговли, то есть без применения импортных таможенных пошлин в отношении друг друга. Однако есть определенные временные отступления для Узбекистана, который при присоединении к так называемому Договору о зоне свободной торговли СНГ взял ряд изъятий на переходный период. К таким изъятиям относятся применение акцизного налога на импортные товары до 2021 года и применение иных Правил определения страны происхождения товаров. Мы часто слышим от представителей бизнес-структур недовольство, что правительство Узбекистана устанавливает акцизный налог на товары, в том числе поставляемые из Казахстана.
- Тема акцизного налога постоянно поднимается отечественными экспортерами, насколько я владею информацией… Какие процессы происходят сегодня?
- Вопрос прекращения практики применения акцизного налога, что фактически является аналогом импортным таможенным пошлинам, мы постоянно поднимаем перед узбекской стороной на различных площадках, в том числе на самом высоком уровне. Действуя по принципу «вода камень точит», нам все же удалось либерализовать акцизную политику Узбекистана. К примеру, если в 2017 году акцизный налог применялся в отношении 3242 наименований товаров, из которых более 800 товаров представляли экспортный интерес для Казахстана, то в 2019 году перечень сократился до 1 тыс. товарных позиций.
Согласно статистическим данным за январь-май 2020 года, экспорт Казахстана в Узбекистан составил 673,2 млн долларов. (это более 1200 товарных позиций на 10 знаках ТН ВЭД). Акцизным налогом облагались 66 товарных позиций, что составляет порядка 2,4% от всего экспорта Казахстана в Узбекистан. Мы на постоянной основе ведем активные переговоры с Министерством инвестиций и внешней торговли Узбекистана - я на прямом контакте с моим визави, с первым заместителем министра. С 1 января 2021 года применение акцизов будет прекращено одномоментно на все товары, ввозимые из Казахстана.
В таком же ручном режиме нам удалось решить вопрос с запретом импорта цемента из Казахстана в Узбекистан. В настоящее время мы обсуждаем проекты создания совместного оптово-распределительного центра на границе, создания Международного центра торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия» и другие актуальные задачи. Благодаря установленному доверительному диалогу нам удается в ускоренном режиме найти решение по многим вопросам. Аналогичная работа проводится и с другими странами Центрально-Азиатского региона. Расширение торгово-экономического сотрудничества и кооперационных связей между нашими странами также будет содействовать скорейшему росту взаимной торговли.