USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.37$
+0.010
BTC
98043.90$

Время достижения максимальной эффективности

Управляющий партнер KPMG в РК и ЦА Сакен Жумашев об онлайн-режиме в условиях пандемии и экосистеме рабочего места будущего

Share
Share
Share
Tweet
Share
Время достижения максимальной эффективности- Kapital.kz

«Любое негативное воздействие на нашу жизнь и на экономику страны можно назвать риском, у которого есть два параметра: вероятность возникновения и потенциальный ущерб. Если говорить про риск пандемии, то вероятность его возникновения была минимальной, а вот сумма ущерба существенной, что в принципе сейчас мы с вами и наблюдаем», –  отмечает управляющий партнер KPMG в Казахстане и Центральной Азии Сакен Жумашев.

В интервью корреспонденту «Капитал.kz» он рассказал о том, какой сектор в этих условиях оказался наиболее уязвимым, насколько казахстанские компании были готовы к удаленной работе, а также какую долю «неэффективных» сотрудников выявил дистанционный режим.

- Сакен, расскажите об основных проблемах, с которыми столкнулись казахстанские компании во время пандемии. Насколько участники рынка были готовы к удаленной работе?

- Можно сказать, что сейчас экономическая модель каждого государства сломалась и произошла встряска всего мирового устоя. Для Казахстана, по прогнозам ЕБРР, снижение ВВП составит -3% в 2020 году.

С самого начала пандемии для многих субъектов экономики в одночасье закрылись все двери. Произошел разрыв стандартных методов ведения бизнеса с клиентами, поставщиками, а также с третьими сторонами, такими как банки, потенциальные инвесторы и т.д.

Пандемия полностью всколыхнула устоявшиеся процессы, к которым привык человек. По факту, она еще показала и низкий уровень готовности наших специалистов к использованию продвинутых цифровых технологий. Понятно, что в Казахстане много профессионалов, способных с легкостью оперировать различными программами и оборудованием, однако общая масса людей была все-таки не подготовлена, либо частично подготовлена к работе в режиме онлайн. Это мы можем видеть на примере таких сфер, как образование, здравоохранение и некоторых компаний из корпоративного сектора. Предприятия, которые до развития ситуации с коронакризисом вкладывали ресурсы в IT-инфраструктуру и цифровую грамотность своих работников, были менее уязвимы и более приспособлены к новым реалиям. В то время как компании, продолжавшие оперировать «по старинке», сегодня проходят жесткое испытание, пытаясь залатать «дыры» и обучить команду во время экономического шторма под названием COVID-19.

- Какой сектор оказался особенно уязвимым в контексте цифровизации?

- Каждый сектор экономики Казахстана пострадал по-своему. Кто-то уже сейчас подсчитывает убытки и пытается встать с колен, кто-то только начинает ощущать на себе последствия коронавируса. Пока еще рано проводить красную линию и выделять какие-то компании из общей массы, все может очень сильно поменяться. При всем этом такое понятие, как уровень цифровизации все-таки можно оценить уже сейчас. В Казахстане есть ряд компаний, которые выделяли до кризиса финансирование на цифровизацию, и когда гром грянул, то у них по факту уже имелись передовые инструменты коммуникации и защищенные каналы связи.

Если поделить все компании на стандартные категории: крупный, малый и средний бизнес, то можно сказать, что уровень готовности был у всех разный, но такая группа как микробизнес продемонстрировала наибольшую готовность к адаптации к внешним условиям. Понятно, что у крупного и среднего бизнеса было больше средств и возможностей заранее реализовывать различные проекты, направленные на цифровизацию, как результат, у многих частных компаний и у субъектов квазигосударственного сектора переход на новые рельсы не составил особого труда.

Говоря об МСБ, можно сказать, что это самая пострадавшая категория, где, к слову, доля занятых составляет 3,3 млн граждан РК. К сожалению, в этой категории мы наблюдали закрытие компаний уже сегодня, и скорее всего ситуация не поменяется. Из позитивного можно отметить, что казахстанский МСБ продемонстрировал максимальный уровень креатива по переводу своих бизнес-моделей в онлайн-формат по отношению к другим категориям. Это и онлайн-торговля, и доставка еды на дом, и открытие ресторанами и кафе уютных «летников» за пару дней, и использование различных платформ для продвижения своих услуг и товаров. У нас в Казахстане много талантливых предпринимателей и это радует, потому что пандемия пройдет, и такие люди быстрее всех восстановят экономическую активность.

- Насколько в целом упала эффективность бизнеса после введения дистанционного режима работы?

- Ситуация показала, что некоторые типы бизнесов, несмотря на проблемы с цифровыми решениями, все равно отмечали рост с точки зрения прибыли и операционных показателей. Другие – напротив, даже имея передовые технологии, фиксировали нулевой спрос на их товары или услуги. Все, конечно, очень сильно завязано на бизнес-модели – в некоторых секторах просто невозможно работать удаленно. Банальный пример – парикмахерские: каким бы креативным и виртуозным ни был парикмахер, но удаленно подстригать людей он не сможет.

Между тем в Казахстане всегда остро стояла проблема низкой производительности труда (в среднем ниже, чем по миру). Это происходит, во-первых, потому что на многих предприятиях в РК до сих пор используется устаревшее оборудование, во-вторых, человеческий капитал у нас обладает недостаточно высокой квалификацией в отличие от таких стран как Южная Корея, Япония, Германия.

Как результат, из-за пандемии производительность на многих предприятиях упала в разы. И сейчас многие руководители ломают голову над основным вопросом – как повысить эффективность и наладить новые каналы связи с поставщиками и клиентами. Еще бы я отметил, что для нас как для страны, которая постоянно пытается войти по показателям в мировую тридцатку, пандемия указала как раз на то, что нам нужно разобраться с базовыми вещами и накопившимися проблемами. Кроме того, сейчас самое время задуматься над тем, что удаленная работа – и есть один из форматов работы будущего. А значит – каждая компания должна поднимать вопрос о том, как повышать производительность труда своих работников в режиме онлайн, при этом не забывая о ценностях, которые она создает для своих клиентов и общества.

- Замечаете ли вы, что отечественные компании уже начали перестраивать свои бизнес-модели с упором на цифровизацию?

- Несмотря на то что многие говорят, что в карантин компании активно занимаются цифровизацией, я так не считаю. Скорее – сейчас они осуществляют анализ различных программных продуктов и бизнес-идей. Пока многие компании находятся на этапе переговоров, так как все боятся тратить деньги и ввязываться в новые проекты. А тем более, как мы с вами знаем, цифровизация – это долго и дорого, ей нужно заниматься постоянно, это не разовый проект. На мой взгляд, большинство компаний будут пребывать в режиме on hold, ожидая завершения карантина. Как только ситуация со второй волной коронавируса прояснится, можно предполагать, что многие компании запустят свои цифровые инициативы.

Хотел подчеркнуть, что в контексте цифровизации я имел в виду нововведения, а не просто покупку ноутбуков и настройку VPN-канала для организации удаленной работы. Это базовые цифровые инициативы и они жизненно необходимы, поэтому такие усилия точно нельзя назвать инновационными и прорывными.

- Есть ли вероятность, что в будущем удаленная работа приведет к сокращению штатных сотрудников и к пересмотру организационной структуры?

- Безусловно. Если говорить цифрами, то 300 тыс. субъектов предпринимательства приостановили свою деятельность и свыше 1,6 млн человек были отправлены в отпуск без содержания за последние 5 месяцев. Сегодня мы уже замечаем, что удаленная работа позволяет определить тех сотрудников, которые в принципе не приносят большой ценности для работодателя. Соответственно, с этими людьми компании уже начали прощаться. К сожалению, имеют место и кейсы, когда сотрудник приносит колоссальную пользу, но работодатель не может позволить себе содержание большого штата.

С учетом коронавируса и текущей экономической ситуацией, я думаю, что эта тенденция продолжится – количество рабочих мест будет неизбежно сокращаться. И не только потому, что карантинные меры лишили или лишают кого-то работы, просто большинство компаний наконец смогли увидеть, что у них в штате имеется избыточное количество «неэффективных» сотрудников. И это необязательно говорит о низкой квалификации сотрудника, возможно, сама компания в былые времена могла позволить себе иметь 10 водителей, 10 заместителей и 10 завхозов, но теперь наступило время достижения максимальной эффективности, чтобы как-то оставаться на плаву.

- По вашей оценке, сколько таких «неэффективных» сотрудников выявил дистанционный режим, если говорить о процентном соотношении к общей численности?

- В целом по рынку, я бы сказал, где-то от 5-30% в зависимости от индустрии и вида деятельности той или иной организации. Именно поэтому я уже неоднократно призывал наших граждан не терять попросту свободные часы, а постоянно самосовершенствоваться, тем самым повышая ценность своего индивидуального человеческого капитала. Тем более сейчас, когда для этого появилось и время, и много дополнительных возможностей. Ждать, что компания станет заниматься твоим образованием – не вариант. Надо брать инициативу в свои руки: изучать все новое по своей специальности, пройти онлайн-курсы от ведущих университетов мира, начать или продолжить изучение иностранного языка и т.д.

- Хотелось бы от вас услышать, из каких компонентов все-таки должна состоять экосистема рабочего места будущего?

- Экосистема рабочего места будущего будет базироваться на трех основных аспектах. Первый – это, конечно, сам работник, обладающий необходимыми навыками, знаниями и качествами. Второй – правильно организованное рабочее место либо в офисе, либо дома. Третий – это сама работа, которая предполагает наличие необходимых цифровых инструментов и правил, как ими пользоваться для того, чтобы достичь наилучших результатов. Чтобы эти три составляющие находились в равновесии и нормально функционировали, необходимо учесть такие важные моменты, как удобное пространство (дизайн помещения), средства коммуникации – связь (интернет, телефония), различные программы и приложения, которые должны быть установлены на портативном устройстве (желательно, чтобы они работали в облачных решениях), IT- поддержка. Также рабочее место будущего предполагает, что у сотрудника должно складываться четкое представление о том, в какой период времени он осуществляет свою деятельность, а в какой – отдыхает. Другими словами, сотрудник сам будет учиться находить баланс между личной жизнью и работой. Все должно быть эффективно, понятно и результативно.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.