7 гектаров занимает международный экспериментальный коллекционный сад-питомник памяти С.И. Исаева, расположенный между берегами реки Чаган и озера Садовское в Уральске. Саду всего 5 лет, его главная задача – научная работа по сортоизучению и подбору сорто-подвойных комбинаций для местного резко континентального климата. Но уже сейчас коллекция сада – 200 сортов яблонь и около 80 форм яблоневых подвоев, всего 5 тысяч деревьев, считается уникальной на всем постсоветском пространстве.
В прошлом году дали плоды лишь отдельные яблоньки. Некоторые экземпляры – из сорта «лобо» – превосходили вес в 450 граммов. Этим летом впервые начали плодоношение большинство яблонь, посаженных в 2016 году. Возможно, яблоки созреют такого же размера. Но для владельца сада-питомника Кайрата Каримова важно другое.
«Первое плодоношение большим, масштабным не бывает. Да и сорт «лобо» может дать разные по размеру и весу плоды. Важен биохимический состав, а это множество параметров: перечень и концентрация витаминов, антиоксидантов, пектинов. Наши яблоки по своему биохимическому составу лучше многих в РК. Превосходить их могут яблоки из более холодных российских регионов. Континентальность климатической зоны также имеет значение, она способствует накоплению полезных веществ», – уточняет Кайрат Каримов.
Обустраивать сад ему помогает супруга Роза Умурзакова. Зная, что сам садовод и его супруга учатся в аспирантуре Оренбургского госуниверситета, верить сказанному можно безоговорочно. Диссертация владельца сада: «Размножение клоновых подвоев яблони и подбор сорто-подвойных комбинаций в условиях Западного Казахстана», супруги: «Сортоизучение яблони на семенных и клоновых подвоях в условиях Западного Казахстана». Экономисты по образованию, садоводами оба стали по призванию. К увлечению подошли грамотно. Научным руководителем садоводов является доктор наук, профессор, выдающийся садовод, 81-летний Евгений Савин, автор клоновых подвоев серии «Урал».
«Научная работа состоит в изучении сортов и подборе сорто-подвойных комбинаций для мест с суровыми климатическими условиями. Последнее сортоизучение яблонь датируется 1973 годом. Имеющиеся научные работы велись на примере теплых мест Казахстана, а научной базы по выращиванию яблонь в холодных регионах, том же Нур-Султане, нет. Мы посадили у себя деревья на сильнорослом семенном подвое, характерном для классического садоводства. Это морозостойкие, устойчивые к болезням деревья разных сортов с плодами, которые отличаются высокими параметрами биохимического состава и определенными вкусовыми качествами», – отмечает хозяин сада.
Эти деревья, по его словам, получены в результате 30-летней селекционной работы, ведется их сортоизучение. Без данной процедуры заниматься механическим переносом деревьев из одного региона в другой для посадки нельзя. Благодаря работе садоводов в холодных регионах станет возможным выращивать яблони даже в промышленных масштабах, не говоря о любительском садоводстве.
Кайрат Каримов приводит пример: яблони из его сада вырастают 6-8 метров в высоту, а значит, занимают много места в схеме посадки, что неприемлемо для небольшого участка. Снимать плоды с такого высокого дерева, опять же, неудобно. Плодоношение у этих яблонь наступает на 5-7 год. А есть полукарликовые и карликовые формы. Они растут невысокими, земли много не занимают, собирать плоды с них одно удовольствие, да и появляются они рано. Поэтому предприниматели, если хотят строить яблоневый бизнес, выбирают именно такие подвои. Но не Кайрат Каримов. Не потому, что не желает разбить промышленный сад – такое желание у него есть, а для того, чтобы сохранить яблоневый генофонд и самое главное – вести сортоизучение на сильнорослом классическом подвое.
По результатам научных работ Кайрат планирует посадить промышленный сад, используя саженцы собственного производства, для испытания сорто-подвойных комбинаций уже в промышленных масштабах.
«Основные критерии при выборе таких комбинаций: морозоустойчивость, внешний вид дерева (малорослость), засухоустойчивость, солеустойчивость, урожайность, вкусовые качества плодов. Отвести под промышленный сад планирую 85 га. Также хочу разбить лечебный сад, ряд растений для него уже высажено», – рассказывает наш собеседник.
А именно: лимонник, актинидия, магония падуболистная, аралия маньчжурская, гортензия, также несколько сортов ореха, краснолистный дуб, редкие виды клена, берёза даликарнийская, айва, черешня, малина, груши, персики, абрикосы, барбарис и многое другое. Деревья, как и ели, выполняют роль ветрозащиты вдоль сада. А также посажено и плодоносит 150 сортов винограда, всего около 300 штук. Некоторые гроздья (например, сорта «фараон») весят несколько килограммов, а отдельные виноградинки размером со 100-тенговую монету.
Перевести в цифры свои расходы и хозяйство садоводу сложно. Не потому, что мало вкладывает, а потому, что изначально вектор работы исключал прибыль.
«Вначале расходовалось до 3 млн в месяц. Сейчас в три раза меньше, а всего вложена не одна сотня миллионов тенге. Средства вкладываются от семейного бизнеса. Госсубсидии не получал, инвесторов и партнеров нет. Последние жаждут вложить и быстро получить прибыль. Но садоводство – отрасль не маржинальная. Поэтому не рассматриваю такой вопрос, а желающих помочь безвозмездно не находилось», – констатирует садовод.
Земельный участок, выбранный под сад (в поймах рек), очистили, выкорчевав старые деревья и кустарники. Землю выровняли автогрейдером (это важно при закладке сада), вспахали плантажным плугом, провели культивацию навесным культиватором, уничтожили сорняки (на одном квадрате земли их насчитывается более ста тысяч семян), выполнили боронование, посев/уборку сидерата (горчицы – для обеззараживания, защиты и удобрения почвы). Только на эти работы, по словам супругов, ушла стоимость квартиры в Нур-Султане… Далее смонтировали систему капельного орошения (проложили трубы к каждому дереву и установили насос близ реки), электрифицировали участок, установив столбы электропередачи и трансформатор, прожектора, камеры видеонаблюдения, пробурили скважину для дома, заложили колодец, газифицировали участок, привезли жилой вагончик, установили металлоограждение, поставили ворота с фирменной вывеской, нанесли, с помощью геодезистов, GPS-координаты будущего сада (и каждой яблоньки в отдельности).
«Я на участке с раннего утра до ночи. Плюс двое рабочих. Помогают жена и дети. Это колоссальный труд, но вести садоводство без преемственности поколений и уверенности, что прибыль получим не мы, а дети – смысла нет. Докажу: саженец яблони стоит в среднем 2,5 тыс. тенге, винограда – речь о коллекционных гибридных сортах – 5-15 тыс. тенге. Яблоня дает плоды через несколько лет, виноград – через год-два после посадки. Представим, что через год один куст, – важен возраст, сорт, – может дать 10-30 кг винограда. Получив урожай со всех саженцев винограда в этом году, например, это около 3 тысяч кг, я смогу выручить 3 млн тенге при отпускной цене в тысячу тенге. Но, как правило, в сезон цены дешевле, а фруктохранилища у нас пока нет. Эти средства окупят только затраты на покупку имеющегося винограда (300 кустов, средняя цена куста 10 тыс. тенге), но не затраты по уходу за ним в течение года (трудозатраты, свет, профилактические химические обработки, сетки для защиты гроздьев от насекомых, укрывной материал на зиму и многое другое). А через год этой суммой окупить расходы на уход за два предыдущих года уже не получится. С яблоками еще сложнее», – уверяет садовод.
Сейчас на участке строится теплица для черенкования декоративных деревьев. Возможно, садоводы приступят и к возведению хранилища, потому что продажа яблок на местном и зарубежных рынках и изготовление полезной пастилы – их маленькая мечта. Но и здесь масса требований по хранению яблок отдельно от других фруктов и ягод в обмен на возможность хранить их более года.
Своему появлению на свет, стоит уточнить, сад обязан Ирине Исаевой, дочери Сергея Исаева, ученика известного селекционера плодовых культур и автора десятков новых сортов яблони Ивана Мичурина. После его смерти отец Ирины возглавил всю селекционную работу по Советскому Союзу. Сама же Ирина Сергеевна, хотя ей за 80, активна. Доктор сельскохозяйственных наук (была членом ученого совета Московского института садоводства, научным консультантом Никитского ботанического сада в Крыму) проживает в Москве, помогает Кайрату рекомендациями и научной литературой.
«Среди самых неистовых энтузиастов Кайрат Каримов – особенный, целеустремленный и успешный. Прямой наследник дела Мичурина. В Казахстане он посадил коллекционный сад – грибницу для будущих садов Евразии. В питомнике собран ценнейший, в настоящее время не имеющий аналогов в России и на постсоветском пространстве генофонд плодовых культур», – отметила Ирина Исаева.
Принимая во внимание его цели и задачи, упорство в их выполнении и уважение к ее отцу, она называет его сыном от садоводства. Помогает консультациями не только вышеупомянутый Евгений Савин из Оренбурга, но и Леонид Котов из Екатеринбурга, совершивший революцию в сибирском садоводстве. В этом году их поездке в Уральск помешала пандемия. Но все трое, а также Максим Раченко, доктор сельскохозяйственных наук из Иркутска, подписали петицию с просьбой выделить Каримову финансовую помощь.
«Такого научного проекта в СНГ действительно нет, поэтому мы подписали петицию, адресованную президенту Касым-Жомарту Токаеву, с просьбой дать поручение центральным уполномоченным органам по выделению гранта для закладки и ведения на современном уровне промышленного сада. Важно не потерять годы эффективных наработок и получить результаты для использования в промышленных масштабах», – заключила Ирина Исаева.