USD
409.19₸ ↑
+3.500
EUR
461.24₸ ↑
+5.730
RUB
5.67₸ ↓
-0.050
BRENT
43.08$ ↓
-0.060
BTC
9313.40$ ↑
+0.006
ETH
244.19$ ↑
+0.031
LTC
45.30$ ↑
+0.038
ГлавнаяЭкономикаКак Казахстан переживает «переходный возраст» в ВТО

Как Казахстан переживает «переходный возраст» в ВТО

Смогут ли казахстанские предприятия конкурировать с зарубежными?

Какие изменения произошли с момента вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию? Стала ли эффективной за этот период торговая политика государства? Выгоден ли нам этот союз, а также каких преобразований в ближайшей перспективе ожидать нашей стране в рамках членства в ВТО? Об этом корреспондент «Капитал.kz»  поговорил с экспертами.

Напомним, с ноября 2015 года Казахстан является 162-м полноправным членом этой организации. При этом для отдельных отраслей до 2020 года в рамках договора о вступлении был установлен переходный период.

Арман Бейсембаев, экономист:

По поводу целесообразности вхождения Казахстана в ВТО было высказано много сомнений. В целом интеграционные объединения выгодны тем, что несут собой эффект масштаба. Однако все зависит от вопроса, сможет ли наша экономика быть конкурентоспособной.

Мы знаем, что по правилам вступления в ВТО необходимо открывать границы, снижать пошлины и оградительные барьеры. Очевидно, что такие меры должны увеличить приток импорта в страну. Но когда стоимость импортируемых товаров дешевле цен внутреннего производителя, то соответственно последнему это может грозить банкротством. Поэтому нам важно наращивать эффективность внутри государства таким образом, чтобы казахстанские  предприятия могли конкурировать с зарубежными, причем не только по цене, но и по качеству.

Всем известно, что до ВТО мы находились в «тепличных» условиях. Тогда государство «оберегало» местных производителей еще и тем, что делало недоступными или достаточно дорогими импортные товары для населения. Это позволяло отечественным товарам конкурировать на ценовом уровне, хотя бы внутри страны.

Но насколько мы к этому готовы? Скорее всего, нет. Элементарно это было видно по тому же Евразийскому союзу, когда многие товаропроизводители жаловались, что им стало во много раз сложнее работать. Только тем, кто был завязан изначально на российский рынок и у кого имелись на тот момент подписанные контракты, было проще.

Вообще в целом подразумевается, что интеграционные объединения создаются для снижения издержек, в том числе финансовых, капитальных и т.д., но до сих пор в рамках ВТО я вижу, что они только растут, причем глобально.

В то же время пока сложно что-то утверждать, еще и потому, что мы только начинаем выполнять договоренности по вступлению в ВТО.

Например, по условиям договора этой организации в декабре текущего года иностранным банкам будет разрешено открывать на территории нашей страны свои филиалы. Это говорит о том, что к нам должны прийти зарубежные финансовые институты. Но представьте, если к нам зайдут условно подразделения Goldman Sachs, JPMorgan, Citibank с их уровнем аналитики, экспертности и т.д. Насколько отечественные БВУ будут готовы с ними конкурировать в таком масштабе? Есть риск, что некоторые банки не выдержат такой конкуренции и уйдут с рынка, либо окажутся под иностранным влиянием.

Но однозначно, это делать надо. Такие условия должны повысить эффективность казахстанской банковской системы.

Меруерт Махмутова, директор Public Policy Research Center:

Мы помним, что Казахстан стал членом ВТО в ноябре 2015 года. Тогда был оговорен переходный период, различный для отдельных секторов.

В торговле, на мой взгляд, плюсом является снижение средневзвешенного тарифа и тем самым, отчасти, нивелирование негативных последствий вступления в ЕврАзЭС. Присоединившись к Таможенному союзу, который позднее переродился в  ЕврАзЭС, Казахстан ухудшил свои условия для международной торговли, увеличив средневзвешенный таможенный тариф с 6,2% до 10,4%, так как в основу тарифной политики были взяты российские таможенные тарифы. Тем самым, облегчив условия торговли с Россией, мы ухудшили их со всем остальным миром.

После вступления в ВТО Казахстан снизил средневзвешенный тариф до 6,5%. Для сельскохозяйственных товаров средний уровень таможенных пошлин составил 10,2% (против 17% в рамках Единого таможенного тарифа (ЕТТ) ЕврАзЭС), а для промышленных товаров – 5,6% (против 8,7% в рамках ЕТТ). Вместе с тем государство должно было запретить все субсидии, связанные с экспортом и замещением импорта.

C вхождением нашей страны в этот интеграционный союз облегчились условия для доступа на рынки стран-членов ВТО. Однако следует помнить, что объемы нашего внутреннего производства достаточно ограничены, чтобы гарантировать непрерывный рост экспорта.

Что касается страхового и финансового рынков, то в этом году заканчивается переходный 5-летний период, и теперь теоретически зарубежные банки  могут открывать в РК свои филиалы. На мой взгляд, отечественный банковский и страховой секторы не готовы к такой конкуренции. Напомню, что оценкой качества активов (AQR), проведенной финансовым регулятором, были охвачены только 14 банков, в которых сосредоточено 87% активов всего банковского сектора и 90% ссудного портфеля. Поэтому, я полагаю, что остальные 13 банков будут работать над слияниями-поглощениями. Банковский сектор будет меняться, чтобы приспособиться к новым конкурентным условиям.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели

Новости партнеров: