В условиях пандемии коронавируса правительства разных стран в первую очередь нацелены на то, чтобы нарастить свой потенциал в области здравоохранения и спасти население и бизнес от банкротства. По этой же причине большая часть финансирования Всемирного банка, МВФ и региональных банков развития направлена на решение насущных потребностей: приобретение средств защиты для медицинских учреждений, стабилизацию финансовых институтов, помощь компаниям, производящим товары и услуги первой необходимости, а также домохозяйствам. Об этом говорится в статье, опубликованной на сайте Всемирного банка.
Авторы статьи Стивен Хаммер (советник по глобальному партнерству и стратегии вице-президента Группы Всемирного банка) и Стефан Халлегат (ведущий экономист Всемирного банка) утверждают, что немаловажно уже сейчас уделить внимание следующему этапу, а именно посткарантинному восстановлению экономики. От данного этапа будут зависеть долгосрочный потенциал и устойчивое развитие многих стран.
При этом эксперты отмечают, что некоторые государства, сделав акцент на роли общества, уже сфокусировались на повышении спроса (товаров и услуг – Ред.), замещении дохода и привлечении новых инвестиций.
Тем временем Стивен Хаммер и Стефан Халлегат предлагают на рассмотрение политиков контрольный список вопросов, включающих меры стимулирования по восстановлению экономики. По их словам, он может использоваться чиновниками в качестве дополнительного руководства, помимо уже внедренных протоколов решений по выходу стран из кризиса.
Данный пакет мер может применяться к любым видам проектов или политических решений, от простых денежных переводов до прямых инвестиций в новую инфраструктуру, с целью оценить наиболее перспективные из них.
При его использовании эксперты Всемирного банка рекомендуют государствам брать за основу не только актуальные на данный момент потребности, но учитывать и другие факторы, например: местный институциональный потенциал, рыночные условия, запасы по заимствованным средствам, а также учесть предыдущий опыт инвестирования в инфраструктуру. Кроме того, авторы предлагают оценить возможность создания новых рабочих мест, время, затраченное на достижения поставленных задач, и то, насколько государственные средства смогут помочь мобилизовать частные ресурсы для дальнейшей поддержки проектов. Вместе с тем необходимо проанализировать все эти факторы в долгосрочной перспективе.
«Контрольный список вопросов в значительной степени опирается на анализ экономического кризиса 2008 года и рассматривает необходимость в дополнительных политических или институциональных изменениях», – поясняют Стивен Хаммер и Стефан Халлегат.
В краткосрочной перспективе международные эксперты выделяют три основных момента:
- создание рабочих мест (рассчитать количество созданных рабочих мест на один вложенный доллар, в зависимости от того, какие сферы деятельности в них нуждаются);
- повышение экономической активности (способность заменить отсутствующий спрос и его влияние на национальный торговый баланс);
- своевременность и риск (оценить, насколько стимулы и льготы в области занятости населения, применимые в коротком периоде времени, окажутся длительными в случае повторного введения карантинных мер).
В долгосрочной перспективе акцент сделан на:
- оценке потенциала экономического роста в будущем и его влияния на человеческий, природный и материальный капитал;
- устойчивости к будущим потрясениям и создании потенциала для общества и экономики для последующего восстановления после них;
- траектории декарбонизации и устойчивого роста с мерами по поддержке и распространению экологически чистых технологий.
«Однако планы по восстановлению экономики не могут реализовываться быстрее, чем меры по преодолению текущего кризиса в сфере здравоохранения. Какой выбор будет сделан на этапе восстановления покажет нам, как будет выглядеть завтрашний день и сможем ли мы в будущем лучше справляться с глобальными кризисами», – подчеркивают Стивен Хаммер и Стефан Халлегат.
А что по этому поводу думают казахстанские эксперты? Какие меры по выходу из кризиса отечественной экономики предлагают они? Об этом выяснил корреспондент «Капитал.kz».
Жумабек Сарабеков, эксперт Института мировой экономики и политики:
«Сам подход интересный, но у него есть свои ограничители. К примеру, категория своевременности действий. Здесь сложно четко определить и дать правильный ответ. У каждого государства своя специфика того, как будет развиваться ситуация с коронавирусом. Например, в Италии и США кризис достиг опасных пределов. Но есть другие страны, которые пандемия так сильно не зацепила.
Тем не менее, я думаю, что этот контрольный список должен быть интересным для оценки мер нашего правительства.
Что касается отечественных реалий, очевидно, что предпринятые до сего момента действия казахстанского правительства по поддержке экономического роста можно отнести к краткосрочным или оперативным мерам.
Создаются рабочие места, в экономику вливается большая сумма денег для поддержания экономической активности, актуализируются импортозамещающие проекты в рамках программы экономики простых вещей.
А вот по пакетам решений долгосрочного характера, то есть мерам, которые затрагивали бы стратегический потенциал роста, устойчивость к будущим рискам и декарбонизацию, со стороны правительства мы пока ничего не слышим.
Понятно, что здесь речь идет о проведении структурных реформ, которые особенно необходимы для Казахстана. Но так как традиционные драйверы нашего роста – нефть и металлы – они угасают. И коронавирус радикально меняет сырьевые рынки. Если говорить про нефть, то с учетом изменения концепции мобильности населения на глобальном уровне, рынок уже больше не будет нуждаться в прежних объемах нефти. Люди сокращают поездки, в том числе и за рубеж, многое переходит в онлайн, работа также переходит на дистанционный формат – все эти тренды сохранятся и после карантина. То есть мобильность людей в целом снизится.
Но я надеюсь, что Правительство РК понимает всю сложность происходящего, все ждут дискуссию о глубоких структурных реформах. Возможно, пандемии подстегнёт проведение этих реформ. На мой взгляд, программный документ в подобном ключе может быть озвучен властями Казахстана после завершения в стране ЧП и снятия карантина».
Жарас Ахметов, независимый экономист:
«Главная задача – восстановить активность до докарантинного уровня. Очевидно, что в период карантина финансовые возможности предпринимателей сократились. Попытаться выправить ситуацию за счет роста цен на свою продукцию равнозначно снижению спроса. Государственное регулирование цен не позволит покрывать текущие расходы и приведет к формированию дефицита и черного рынка. Поэтому надо стимулировать спрос на конечные и промежуточные товары, работы и услуги за счет дотирования цен. Конечно, дотироваться должны не все товары, а те, которые востребованы широким кругом потребителей.
Государство увеличивает активность в инфраструктурных проектах – это правильно. Тем самым позволит абсорбировать избыточные трудовые ресурсы, которые неизбежно появятся, в связи с тем, что часть предприятий прекратит свою деятельность.
В то же время я полагаю, что у нас произойдет сбой в поставках по импорту. Во-первых, потому что части импортеров потребуется время восстановить свои мощности. Во-вторых, ослабление тенге ведет к удорожанию импорта.
Следовательно, надо поощрять те проекты, которые позволят быстро заместить импорт. Если это длинные проекты, то к моменту, когда их запустят, есть высокий риск, что они окажутся неконкурентоспособными.
В планах долгосрочных, стратегических задач должно стоять снижение зависимости экономики от экспорта нефти. Главное условие – развитие рыночных отношений».