USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.78$
+0.090
BTC
104894.00$
-1093.000

Усилят ли правки в Закон о защите прав потребителей ответственность продавцов

Сложности и возмущения потребителей начинаются с игнорирования их прав, заметили в Минторговли и интеграции РК

Share
Share
Share
Tweet
Share
 Усилят ли правки в Закон о защите прав потребителей ответственность продавцов - Kapital.kz

У госорганов и НПО разное понимание своих ролей в защите прав потребителей. Это не дает сформировать достоверную статистику, определить и решить системные проблемы, отмечают в министерстве торговли и интеграции страны. Как следствие, 51% населения страны считает, что уровень доверия к госорганам по вопросам защиты прав потребителей снижается. К основным проблемам защиты относят отсутствие целостной и эффективной системы, недостаточное понимание недобросовестными предпринимателями ответственности перед потребителями и отсутствие простого и четкого алгоритма защиты. Усилят ли новые правки в Закон о защите прав потребителей ответственность продавца перед покупателем и как наказывать провинившихся предпринимателей, если с текущего года введен мораторий на проверку малого бизнеса, рассказала заместитель председателя комитета по защите прав потребителей МТИ РК Асель Абубакирова.

- Асель, правки в закон предусматривают административную ответственность в тех случаях, когда продавец игнорирует претензии потребителя. Также вводят ответственность за несвоевременный обмен или возврат товара, за неразмещенную информацию о возможности восстановить свои нарушенные права. С чем связан выбор именно этих трех обязанностей продавца?

- Именно эти три вида претензий наиболее значимые для потребителя. Поскольку с них начинаются разочарование, возмущение и сложности в защите своих прав. Но действующее законодательство не предусматривает административную ответственность продавца в случае, когда он не отвечает на претензию потребителя. То есть он может отказаться обменять товар или возвращать деньги, может скрывать информацию о себе или об уполномоченном органе. Таким образом продавцы могут избегать наказаний. В итоге потребитель остается со своей проблемой один на один. Поэтому нами предложено ввести санкции за нарушение предпринимателем элементарных требований, отсутствие которых сегодня снижает эффективность защиты прав потребителей.

- Что означает общественный контроль в предложенной новой редакции закона?

- На сегодня общественные объединения потребителей имеют право направлять товары на экспертизу качества и безопасности товаров. Но эти процедуры не приносят должного эффекта. Причина: у общественных объединений нет возможности создания и опубликования перечня некачественной продукции и ее производителей. Теперь законопроектом предусматривается обязанность общественных объединений потребителей (ООП) опубликовывать результаты общественного контроля на своем интернет-ресурсе, единой информационной системе защиты прав потребителей и в средствах массовой информации. Таким образом, перечень некачественной продукции, выявленный по результатам проведенной экспертизы, они обязаны опубликовывать в рамках общественного контроля. При этом в целях улучшения редакции закона предлагаем доработать норму в рамках рабочей группы совместно с депутатами мажилиса парламента страны.

- На сегодня в законе есть норма о том, что ООП являются представителями интересов потребителей. Но новая статья закона не предусматривает участие ООП в досудебном урегулировании. На какой стадии досудебного урегулирования спора они смогут участвовать?

- Да, законопроектом действительно определен перечень «защитников» потребителя. К ним относятся ООП, юридические консультанты или члены саморегулируемых организаций (СРО), адвокаты. Но при рассмотрении законопроекта мы доработали статью и конкретизировали, что от имени потребителя к продавцу, субъектам досудебного регулирования, государственным органам, а также в суд могут обратиться и представители его интересов. То есть уточнение позволяет общественным объединениям потребителей участвовать в досудебном процессе.

- Есть в законопроекте момент, когда возникает конфликт интересов. Например, предлагается возможность рассмотрения спора между потребителем и продавцом саморегулируемой организацией, членом которой является продавец. Разве данная норма не дает продавцу преимущественное положение перед потребителем?

- СРО – это правовой институт, предусматривающий особые доверительные отношения между государством и бизнесом. У них есть полномочия контролировать деятельность предпринимателей – членов организации. В случае выявления нарушений СРО обязана наказать предпринимателя и восстановить нарушенные имущественные права потребителей. Отмечу, что СРО запрещается осуществлять деятельность, связанную с конфликтом интересов. В противном случае СРО обязана принять решение о досрочном прекращении полномочий такого члена. В свою очередь государство ведет контроль за деятельностью СРО и, в случае неисполнения им обязательств, в отношении СРО применяется административная ответственность.

- Законопроектом вводится обязанность продавца по рассмотрению жалобы потребителя в течение 10 дней. За неисполнение продавец будет нести административную ответственность. Но чтобы наказать, уполномоченный орган должен назначить внеплановую проверку. Однако с начала текущего года до 2023 был введен мораторий на проверку малого бизнеса. Как будут решаться вопросы потребителей, связанные с представителями малого бизнеса, на предстоящие три года?

- Вводимый нами госконтроль будет осуществляться в форме внеплановой проверки по мере поступления жалоб от потребителей. При этом, в случае нарушений, для малого бизнеса предусмотрен штраф  20 МРП, среднего – 30 МРП и крупного бизнеса – 50 МРП. Приоритетным мы считаем профилактический контроль, то есть посещения, на который мораторий не распространяется. Наша цель состоит в переориентации механизмов защиты прав потребителей на восстановление нарушенных прав и интересов, возмещении ущерба за счет снижения административного давления. Также мы хотим повысить социальную и имущественную ответственности предпринимателей перед потребителями за счет вводимого института досудебного регулирования.

- Какие стимулирующие меры предусматриваются для субъектов досудебного урегулирования, чтобы спорные вопросы потребителей и продавцов решались на их площадке, а не доводились до суда?

- На сегодня гражданское законодательство предусматривает возмещение потребителю морального вреда судом. Новым законопроектом предлагается аналогичным правом также наделить арбитраж, медиацию и СРО. Теперь при решении вопроса компенсации морального вреда у арбитров, медиаторов и представителей СРО увеличатся представительские услуги. Отмечу, что важной стимулирующей мерой является закрепление в законопроекте возможности освободить бизнес от адмответственности в том случае, если он  удовлетворил все имущественные и неимущественные претензии потребителя в рамках досудебного регулирования. Если же он отказывается устранить нарушения в добровольном порядке, то его ждет наказание со стороны госорганов. В то же время наделение институтов досудебного регулирования возможностью компенсировать моральный вред сократит нагрузку на судебные органы и позволит с минимальной затратой времени и ресурсов удовлетворить требования потребителя по принципу «здесь и сейчас». 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.