Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные
рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) Казахстана в национальной и иностранной валютах
на уровне «BBB».
Как сообщило агентство, прогноз по рейтингам остается «стабильным», пишет Интерфакс-Казахстан.
Кроме того, Fitch подтвердило краткосрочный РДЭ в иностранной и национальной
валюте на уровне «F2», страновой потолок - на уровне «BBB+», долгосрочный
приоритетный необеспеченный рейтинг - на уровне «BBB».
Согласно информации, крупные суверенные внешние буферы Казахстана являются
ключевой силой рейтинга.
Как напоминают в Fitch, суверенные чистые иностранные активы Казахстана
составляют 42,2% от ВВП на конец 2019 года (текущая медиана «BBB» - 3,4%).
Fitch прогнозирует постепенное снижение активов Нацфонда до 30% от ВВП к 2021
году с 33,4% в 2019 году, что связано с увеличением трансфертов в бюджет и
сокращением притока средств в виде снижения доли ВВП.
Кроме того, по прогнозам Fitch, ВВП страны немного замедлится до 3,9% в 2020
году и 4% в 2021 году, что сильнее, чем медиана уровня «BBB» (2,8%) и средний
пятилетний показатель Казахстана (2,9%), поддерживаемый текущими инвестициями в
45 млрд долларов на расширение Тенгизского нефтяного месторождения.
Как напоминают в агентстве, инфляция составила 5,6% в январе 2020 года, что
близко к верхней границе целевого диапазона 4-6%.
«Мы прогнозируем рост инфляции в среднем на уровне 6% в 2020 году, прежде чем
снизится до 5,5% в 2021 году, в связи с недавним падением цен на нефть,
которое, как ожидается, ослабит тенге и давление на спрос со стороны растущих
располагаемых доходов и потребительского кредитования», - говорится в
сообщении.
Читайте также
В КазАвтоПроме подвели итоги за январь
По оценкам Fitch, баланс консолидированного бюджета на 2019 год ухудшился до
-0,4% от ВВП (в 2018 году профицит составил 2,5% от ВВП) из-за падения средних
цен на нефть и увеличения государственных социальных расходов, которые включали
повышение минимальной заработной платы и заработной платы в государственном
секторе, а также сокращение подоходного налога с физических лиц, списание
долгов и налоговые льготы для малого бизнеса.
«Правительство планирует дефицит консолидированного бюджета в размере 1,3% от
ВВП в 2020 году, снизив его до 0,7% в 2021 году и 0,1% к 2022 году, предполагая
цены на нефть на уровне 55 долларов за баррель. Fitch прогнозирует меньший
дефицит в размере 0,3% в 2020-2021 годах на основе наших предположений о более
высоких ценах на нефть, несмотря на допущение более высоких расходов», -
говорится в сообщении.
Однако, отмечают аналитики Fitch, недавняя вспышка вируса COVID-19 привела к
снижению цен на нефть, что в случае ее сохранения может приблизить бюджетный
дефицит к целевому показателю правительства в 2020 году.
«Растущее социальное давление может также привести к дополнительным социальным
расходам, и амбициозные планы правительства по увеличению внутренних инвестиций
до 30% ВВП к 2025 году из частного сектора могут стать источником фискального
проскальзывания, если государственные средства будут использованы для
достижения этой цели», - отмечается в сообщении.
По мнению Fitch, усилия правительства по укреплению банковского сектора
приносят свои плоды, но система остается слабой, характеризующейся
неработающими кредитами в размере 8,1% кредитов на конец 2019 года, высокой
долларизацией (43% депозитов) и обесценением финансового посредничества.
«Национальный банк опубликовал агрегированные результаты недавно завершенного
обзора качества активов банков (AQR), выявив дефицит капитала всего в 450 млрд
тенге (0,6% ВВП). Однако дефицит может быть сосредоточен в нескольких банках и
может потребовать дальнейших вливаний капитала», - считают в Fitch.
Читайте также
Глава ВТБ в Казахстане о новых подходах в регулировании, государственной поддержке и филиалах иностранных банков
Как напоминают в агентстве, президент страны Касым-Жомарт Токаев объявил о
запрете использования бюджетных средств для поддержки несистемных банков, но
Fitch считает, что господдержка все еще может быть развернута через
забалансовые каналы.
Основными факторами, которые могут инициировать положительное рейтинговое
действие, являются улучшение показателей управления и укрепление основ политики
для повышения ее предсказуемости и эффективности, устойчивое оздоровление
банковского сектора, например, продемонстрированное улучшением финансового
посредничества и качества активов и повышение устойчивости экономики и
государственных финансов к шокам цен на сырьевые товары за счет диверсификации
экономики.
Факторами, которые могут вызвать негативное рейтинговое действие, являются
политика, существенно расширяющая консолидированный бюджетный дефицит или
подрывающая доверие к денежно-кредитной политике и материализация дополнительных
значительных условных обязательств банковского сектора в балансе
государственного сектора.