В этом году заметно выросли цены на импортные товары – от 200 до 500%. Это касается лекарств, автозапчастей и товаров первой необходимости. В мажилисе говорят о завышении цен со стороны дистрибьюторов, в правительстве обещают выстроить новую товаропроводящую систему в стране.
В частности, министр торговли и интеграции Бахыт Султанов признает, что розничные цены действительно завышены по целому ряду причин. Пока продукция дойдет от производителя до покупателя, ее стоимость вырастает в 3-4 раза, сказал в разговоре с корреспондентом «Капитал.kz» Бахыт Султанов. Поэтому Минторговли планирует «выстроить посредническую цепочку и сделать правильную маржинальность», пояснил он.
«Абсолютно правильно говорил вице-спикер мажилиса о том, что даже в развитых странах есть сложившаяся маржинальность в 3-4% на оптовом звене, а уже в рознице – не более 10%. Вот такую систему мы должны за счет правильной товаропроводящей системы выстроить», – сказал Бахыт Султанов.
По мнению главы Минторговли, чтобы решить проблему правильного распределения произведенных в стране товаров, нужно развивать систему оптово-распределительных центров (ОРЦ). В странах Евросоюза ОРЦ работают уже много лет. В Испании и Франции большие центры создавались с участием государства.
«ОРЦ делают отношения производителей и оптовых покупателей более прозрачными. Это влияет на расширение конкурентной сети объектов торговли. В Казахстане уже начата работа по созданию подобных оптовых рынков. Совместно с Азиатским банком развития проводится работа по прогнозированию потоков товаров от производителей до потребителей», – отметил министр.
Он также добавил, что в будущем необходимо кооперироваться с южными соседями – Кыргызстаном и Узбекистаном. В Казахстане и в этих странах одновременно созревают сезонные овощи и фрукты. Но казахстанским фермерам не обязательно продавать свою продукцию в то же время, что их кыргызские и узбекские коллеги, уточнил министр.
«Лучше распределить их по времени и рынкам сбыта, чтобы не конкурировать и не завышать цен», – пояснил Бахыт Султанов.
Напомним, во время расширенной коллегии Минторговли вице-спикер мажилиса Владимир Божко привел в пример лекарства для онкобольных, которые в Турции стоят около 60 тыс. тенге, а в Казахстане доходят до 300 тыс. тенге.
Например, лекарство для онкобольных «Фуладекс» в аптеках Турции стоит 61 тыс. тенге. В Казахстане же единая дистрибьюторская компания продает его по оптовой цене 205 тыс. тенге, а в розницу – 298 тыс. тенге. В целом же анализ цен на фармпрепараты показал разницу в 550%. Депутат также добавил, что маржа в розничной продаже импортных автозапчастей составляет 300-400%. При этом высокая добавленная стоимость зафиксирована при продаже продуктов первой необходимости, причем даже не импортных, а отечественных. Это касается молочных продуктов и мяса птицы, добавленная стоимость на которые достигает 59%.
Интересными мыслями по поводу высоких цен на импортные автозапчасти с корреспондентом «Капитал.kz» поделился председатель правления Союза независимого автобизнеса Казахстана Берик Заиров. Цены на автозапчасти для иностранных авто завышены, потому что Таможенный реестр Казахстана блокирует ввоз оригинальных запчастей из других стран по низкой цене. Таким образом, Казахстан для мировых корпораций является страной, где можно получать сверхприбыль за счет высоких цен, пояснил он.
«К примеру, в Эмиратах есть автозапчасти по $100, но так ка мы в Евразийском экономическом союзе, мы обязаны покупать те же самые запчасти за $150. Поэтому, когда товар приходит на казахстанский рынок, уже неважно, какой будет наценка, изначальная стоимость уже всерьез завышена», – пояснил Берик Заиров.
По его словам, завозить более дешевые автозапчасти в Казахстан стало невозможно после вступления Казахстана в Евразийский экономический союз.
«Ранее казахстанцы спокойно покупали автозапчасти за $100 в тех же Эмиратах и тем самым создавали здоровую конкуренцию на рынке. Теперь мы не можем этого делать. На основании того, что товарные знаки включены в Таможенный реестр Казахстана, их владельцы запрещают независимый импорт оригинальных товаров», – рассказал Берик Заиров.
Он также констатировал тот факт, что сегодня российские компании имеют преимущественное положение при получении особых условий по договорам и являются официальными представителями иностранных корпораций в странах ЕАЭС.
«Дистрибьюторы РФ, опираясь на запрет на «независимый импорт», который прописан в Таможенном реестре Казахстана, монополизируют наш рынок. Они открывают ТОО в Казахстане на имена своих людей для получения права эксклюзивных поставок на наш рынок», – сказал наш собеседник.
По его информации, аффилированные компании из РФ блокируют даже рынок мобильных телефонов, которые уже не могут свободно завозиться из Китая. В конце прошлого года товарные знаки Xiaomi, Mi, Redmi внесены в Таможенный реестр Казахстана компанией, которая аффилирована с российской торговой группой, пояснил Берик Заиров. В результате одна крупная казахстанская компания, которая импортирует из Китая в Казахстан оригинальные телефоны Xiaomi, с декабря прошлого года не может этого делать.
«В 2019-м эта компания завезла телефоны Xiaomi на 5,7 млрд тенге, заплатила налоги в размере 700 млн тенге и в этом году планировала увеличить поставки в 2 раза», – рассказал Берик Заиров.
«Таким образом, запрет на «независимый импорт» используется компаниями РФ как монополизация рынка и вынуждает предпринимателей Казахстана закупать товар через посредников России», – добавил наш собеседник.
Глава правления Союза независимого автобизнеса Казахстана говорит, что выход из сложившейся ситуации есть. Еще в 2014 году Евразийская экономическая комиссия приняла решение установить принцип исчерпания права на товарный знак, то есть будет вводиться исключение для поставок лекарств и автозапчастей на иностранные автомобили.
«Однако протокол уже более 5 лет в зависшем состоянии. Более того, Беларусь предложила вообще приостановить его действие. При этом наш Минюст, на рассмотрении которого находится этот документ, до сих пор не озвучил позицию Казахстана в этой ситуации», – рассказал Берик Заиров.
Он добавил, что Союз независимого автобизнеса Казахстана будет добиваться того, чтобы вынести данный вопрос на рассмотрение Высшего Евразийского экономического совета. При этом до разрешения «независимого импорта» в ЕАЭС необходимо приостановить действие Таможенного реестра Казахстана в отношении оригинальных товаров и применять только в отношении контрафактных товаров.