В Казахстане в 2014 году уже был положительный опыт введения моратория на проверку малого и микробизнеса. Тогда многие скептики считали, что предприниматели начнут работать как попало: нарушать санитарно-эпидемиологические нормы, недоплачивать налоги в бюджет. Но практика показала, что не было ни массовых отравлений, ни регулярных пожаров на предприятиях, да и налоги никто не перестал платить. Поэтому введение еще одного моратория не только безопасно, но и продуктивно для предпринимателей, считает начальник отдела по защите прав предпринимателей Палаты предпринимателей Алматы Салтанат Лесбаева.
«Бизнес показал, что он может добросовестно работать и без проверок контролирующих органов. Но хотя с 1 января начал действовать мораторий на проверки бизнеса, от некоторых предпринимателей уже поступают сигналы о том, что его пытаются нарушать», - рассказала она в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
- Салтанат Тастемировна, о чем рассказывают бизнесмены?
- Мне писали предприниматели из Алатауского района, которые работают в сфере школьного питания, что их собрали в районом отделении образования с участием заведующего отделом и какой-то мужчина представился сотрудником КНБ, заявив, что пойдет и проверит качество работы этих бизнесменов. Когда его спросили о том, на каком основании он собрался это делать, если объявлен мораторий, мужчина громко заявил, что отменит его. То есть, как мы видим, есть попытки вопреки указанию президента на местах контролировать бизнес.
Я хотела бы отдельно сказать о предпринимателях, которые работают в сфере школьного питания. Они живут как на пороховой бочке. Алатауский и Наурызбайский районы густонаселенные, и там очень высокий процент людей, которые получают адресную социальную помощь, их дети получают бесплатное школьное питание за счет средств Фонда всеобуча. Такие родители очень часто приходят в школу и начинают контролировать качество питания, на этой почве происходит очень много скандалов между родителями и предпринимателями. Буквально вчера мне скинули в ватсап голосовое сообщение мамы одного ученика, которая возмущалась тем, что ее ребенка заставляли есть в школе, и она заявила, что если он не хочет, то не надо его принуждать - пусть он попьет компот, возьмет фрукт, а горячее блюдо не ест. И она просто так не хотела успокаиваться, стала угрожать школе. Родители часто переступают грань, желая защитить своего ребенка, но есть юридический постулат: там, где начинаются права других людей, заканчиваются твои права.
- Что делать в таких ситуациях бизнесменам, которые занимаются школьным питанием? Тема ведь щепетильная.
- Я посоветовала: если ребенок не хочет есть, то не надо настаивать на кормлении, но вместе с тем взять у мамы расписку о том, что она не против такого подхода. Это для того, чтобы подстраховаться на случай, если кто-то из таких родителей завтра решит обвинить предпринимателя в том, что их ребенок приходит из школы голодный. Есть родители, которые требуют, чтобы стоимость школьного обеда ребенка выдавали им деньгами. Однако я знаю примеры, когда бизнесмены за свой счет кормят 10-12 детей из малообеспеченных семей, которые по каким-то причинам не попали в списки бесплатного обеспечения питанием. У кого-то родители не успели собрать все необходимые для этого документы, в какой-то семье доход чуть выше, чем нужно для такой помощи. Я веду к тому, что у нас есть огромное количество добросовестных предпринимателей и им все равно, есть мораторий или нет. Кстати, очень много госорганов приходят устраивать проверки с нарушением законодательства. Например, к нам обратился предприниматель, который открыл магазин игрушек в центре города. По законодательству с момента государственной регистрации в качестве юридического лица субъекты малого бизнеса в течение 3 лет освобождены от проверок. И, несмотря на это, сотрудники районной СЭС пришли его проверить, хотя с момента открытия магазина прошло менее года. Наши специалисты выехали на место и оказали ему помощь.
- То есть некоторых проверяющих ничто не останавливает - ни закон, ни указы президента?
- Да, вчера к нам приходили предприниматели, которые продают продукты питания на ярмарке в Бостандыкском районе. Так вот, их во время ярмарки приходят проверить и из управления предпринимательства, и из отдела сельского хозяйства, и из СПК «Алматы», который предоставляет места на ярмарке. Этим предпринимателям показали перечень из 36 наименований продуктов с рекомендуемыми ценами на ярмарочные товары, в то время как постановление правительства утвердило 19 социально значимых продуктов, стоимость которых контролирует государство. И они спросили нас, что теперь им делать. Стали им объяснять, что, во-первых, это всего лишь рекомендуемая цена, во-вторых, есть список социально значимых продуктов, и, расширяя его, управление предпринимательства перегибает палку. При этом, если раньше аренда палатки на ярмарке стоила 16 тыс. тенге в месяц, то сейчас она выросла до 18 тыс. тенге. То есть государственные органы, требуя от предпринимателей не увеличивать продажную стоимость продуктов, сами же повышают аренду для них.
- Если пришли проверять вопреки мораторию, то что делать бизнесмену?
- От плановых проверок они освобождены за исключением 11 причин. Если сотрудники какого-то госоргана приходят и ссылаются на внеплановую проверку, то обязаны предоставить акт о назначении проверки, который должен быть зарегистрирован в органах правовой статистики и учета. Если предприниматель все-таки сомневается в законности проверки, то всегда может обратиться к нам в Палату предпринимателей Алматы по телефону 3310133. И я всегда говорю, что не нужно бояться отстаивать свою правоту, многие бизнесмены недостаточно осведомлены о своих правах и возможностях, поэтому опускают руки, начинают что-то давать, собирать какие-то сумочки с продуктами. Если ты грамотный предприниматель, то просишь показать документ с основанием того, почему проводят проверку, тогда у этого госслужащего возникает сомнение: надо ли сюда еще раз приходить, если у него документы не в порядке.
- А насколько в Алматы низкая предпринимательская грамотность?
- Я не занималась исследованиями, но могу сказать на примере госзакупок. Часто, когда закуп проводится посредством лучших ценовых предложений на электронном портале, бизнесмены торопятся дать самую низкую цену, лишь бы выиграть в конкурсе, а дальше кривая куда-нибудь выведет. После того как победитель выбран, ему отправляют договор, который нужно подписать за определенное время. Но тут предприниматель считает свои затраты, предполагаемую прибыль и понимает, что не только не получит небольшую прибыль, но вообще будет работать себе в убыток. Например, вы выиграли поставку бутилированной воды по 400 тенге за 5 литров, при этом сами находитесь не в городе. И, мало того, что вам надо ее возить в город, так еще по договору нужно осуществлять сервисное обслуживание кулеров - делать дезинфекцию. И вот эта цена в 400 тенге за бутыль вообще не покрывает все затраты, поэтому вы просто не подписываете договор о поставках. Что затем происходит? Поскольку документы в указанное время не подписаны, система электронных закупок автоматически отправляет вас в реестр недобросовестных поставщиков, и в течение 2 лет вы не можете участвовать в госзакупках. И удалить вас из этого реестра можно только по решению суда, но там от вас потребуют веские доказательства, аргументы, почему вы не смогли заключить договор.
Поэтому я говорю, что, прежде чем заниматься бизнесом, нужно пройти хотя бы базовые курсы. Палата предпринимателей проводит много таких программ для начинающих предпринимателей, которые включают в себя юридические аспекты ведения бизнеса, знания по налогообложению, как правильно выбирать контрагентов, с которыми ты хочешь работать. Есть бизнесмены, которые нанимают специалистов для решения всех вопросов, но даже если они делают для вас работу, например, бухгалтер составляет отчетность, вы должны контролировать все бизнес-процессы. Потому что если ваша компания не заплатила вовремя налоги, то ответственность перед госорганом понесете вы, и никто не будет слушать, что бухгалтер на аутсорсинге нарушил сроки. Кроме того, бизнесменам всегда нужно следить за изменениями в законодательстве, быть активными и сотрудничать с общественными объединениями, например, с Палатой предпринимателей, и рассказывать о том, что усложняет им работу, какие есть предложения. Например, мы часто проводим ревизию законодательных актов в сфере санитарных требований к объектам общепита и просим заинтересованных предпринимателей отправлять свои письменные предложения и замечания. Думаете, многие отправляют? У нас активны только предприниматели в сфере школьного питания.
- Вы сказали, что помогаете с необоснованными проверками. А наказывается ли сотрудник, который с ними приходит?
- Да, я привела вам пример с несанкционированной проверкой открывшегося магазина игрушек. Кроме того, что мы ее не допустили, но и написали письмо о том, что произошло. В ответ получили письмо, что виновных привлекли к дисциплинарной ответственности – это замечание, выговор
- Это имеет какой-то вес?
- Да, потому что у госслужащих предусмотрены премии, а при неснятых дисциплинарных взысканиях они остаются без поощрений.
- С какой частотой, на ваш взгляд, можно вводить моратории, чтобы и бизнесу пошло на пользу, но и в то же время он к ним не привязался?
- Я не считаю, что это должно быть регулярной практикой. А бизнес должен быть добросовестным, независимо от того, есть мораторий или нет, и нести ответственность за последствия своей работы.