USD
443.35₸
-0.870
EUR
475.54₸
-0.840
RUB
4.82₸
BRENT
89.35$
BTC
63758.60$
-34.900

Как глобальные тренды влияют на рынок электроники РК

Новинки начинают продаваться в стране через неделю после старта продаж

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Мировой рынок носимых устройств задает тренды и получает эффективные результаты. По прогнозным данным агентства консультационных услуг IDC, глобальный рынок носимых устройств в 2019 году достиг 305,2 млн единиц – на 71,4% больше в сравнении с прошлым годом –178 млн единиц. Через три года, как цитирует IDC аналитический портал ranking.kz, он вырастет до 489,1 млн единиц. Совокупный среднегодовой темп роста за пять лет составит 22,4%. При этом в основе роста рынка носимых устройств лежит резкое снижение средних продажных цен.

Казахстанский рынок электроприборов находится под влиянием мировых трендов. И если речь идет о беспроводной гарнитуре для мобильных телефонов, смарт-часах и других носимых устройствах, то они, наравне с глобальными рынками, набирают популярность и на отечественных прилавках. При этом мировые новинки продаются в стране через неделю после старта продаж. Буквально несколько лет назад, как отмечают участники отечественного рынка бытовой техники и электроники, казахстанские потребители могли приобрести самые современные гаджеты только через три – шесть месяцев после мирового запуска реализации. «В прошлом году Казахстан был во второй волне старта продаж нового IPhone популярного бренда. Это качественный показатель как покупательского спроса, так и развития рынка», – отметил Артем Копылов, коммерческий директор специализированной торговой сети магазинов электроники и бытовой техники Mechta.kz.

Быть, а не казаться

Подавляющее большинство сегментов рынка бытовой техники и электроники близко к насыщению. В основном покупки совершаются для обновления техники. Наиболее высокий потенциальный спрос зафиксирован на телевизоры нового поколения и смартфоны. По данным агентства по маркетинговым исследованиям и консалтингу Alvin Market, одним из существенных драйверов рынка является развитие потребительского кредитования и предоставление ретейлерами условий оплаты в рассрочку. В ближайший год 12% населения намерены получить кредитные средства. Из них 26% планируют получить кредитные средства для покупки бытовой техники и электроники.

«Сам факт, что у клиентов есть возможность приобрести электронику без переплат, влияет на покупательский спрос. Банки через потребительские продажи предоставляют рассрочку на электронику и бытовую технику от 3 до 24 месяцев. Это, в свою очередь, является неким драйвером роста продаж», – подтверждает статистику Артем Копылов. 

За последний год опыт онлайн-покупок был у 32% казахстанцев. При этом опыт дистанционного приобретения бытовой техники и электроники зафиксирован только у 5% из них, делится исследованиями Alvin Market. Условно проблемы, которые мешают более быстрому развитию электронной торговли, специалисты делят на две составляющие: технологические и поведенческие. Технологические – это все, что связано с процессами приема заказов, организации платежей, осуществления доставки. Поведенческие – это все, что связано с навыками покупателей как интернет-пользователей, их готовностью выбирать товары или услуги и оплачивать дистанционно.

«Осуществляя онлайн-заказ техники, 40% интернет-пользователей оплату производят без использования онлайн-инструментов, то есть наличными или через банковскую карту курьеру. При покупке бытовой техники и электроники потребители во многих случаях сначала подбирают модель в офлайн-магазине, а уже затем заказывают ее онлайн, чтобы сэкономить. Электронная коммерция развивается с начала 1990-х, но до настоящего момента она не охватила весь потребительский рынок Казахстана», – говорит Наталья Оспанова, директор Alvin Market.

Из чьих будешь?

Для поколения бэби-бумеров процесс или вернее ритуал покупки остался прежним и не изменится с усилением онлайн-торговли, считают маркетологи . Пока диджитализация не может совсем заменить офлайн- рынок. Одна из причин заключается в том, что бэби-бумеры хоть и активно осваивают новые технологии, но не готовы приобретать дорогостоящие покупки, в том числе и электронику, онлайн. Это актуально как для поколения X, так и для поколения Z.

«Компании, осознавая ситуацию, пробуют простимулировать рост продаж, минимизируя риски. Например, Ali-express тестирует в России новые условия, по которым можно вернуть товар максимально быстро и без проволочек. Если эксперимент удастся, то мы можем провести его и в Казахстане. Кроме того, формат торговых центров тоже некоторым образом влияет на рост онлайн-продаж. Семьи проводят выходные в торговых центрах, пользуясь возможностью и развлечься, и совершить покупки, и поесть, и получить сервисные услуги (банкинг, химчистки, автомойки) – и все это в одном месте. Это тоже продлевает жизнь офлайна, хотя некоторые эксперты прогнозируют трансформацию бутиков в шоу-румы», – прогнозирует Кирилл Куницкий, основатель международной образовательно-консалтинговой компании «Бизнес Конструктор».

Важный тренд, который наблюдается на сегодня в глобальном ретейле – поиск новых форматов и каналов коммуникаций. Именно этим обусловлено взаимное проникновение офлайн и онлайн-рынков. Офлайн-проекты выходят в онлайн, экспериментируя с маркетплейсами, а онлайн осознает необходимость присутствия в офлайн-пространстве, поскольку это дополнительные каналы коммуникаций и возможность побороться за дополнительные аудитории. При этом, считают представители рынка электроники, на казахстанском рынке электроприборов на сегодня наблюдается жесткая конкуренция. В крупных и развитых городах, где рынок продаж сформирован, магазинам электроники становится тесно. То есть лидеры рынка ежегодно ставят цели как на наращивание объемов сбыта, так и на рост компании в целом. Для того чтобы они были реализованы, компании корректируют ценообразование и улучшают сервис. Но самым заметным трендом рынка, способного стимулировать физический рост сети, является открытие точек продаж в региональных и областных городах.

Казахстанский рынок среди стран СНГ находится на третьем месте по привлекательности для производителей электроники и бытовой техники после России и Украины. Если говорить о Центральной Азии, то экономика страны, в сравнении с Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном, самая развитая в регионе, и российские компании с интересом поглядывают на отечественный рынок. И здесь, с учётом имеющихся в рамках Таможенного союза ЕАЭС, их возможности прийти и остаться увеличиваются. «Но на сегодняшний день этого еще не случилось, – говорит Артем Копылов. – Возможно, на российском внутреннем рынке есть еще резервы развития данной отрасли торговли».

Отечественный рынок бытовой техники и электроники максимально зависит от процессов и факторов, которые происходят в мире. Самым важным моментом здесь является то, что практически вся продукция производится за рубежом и покупается соответственно в валюте, и далее пересчет происходит на национальную валюту – тенге. Данный фактор –  чувствительный момент для покупателя. Обычно цена на товары в магазинах поднимается не сразу, но следующая партия рассчитывается с учетом нового курса валюты.

Как глобальные тренды влияют на рынок электроники РК 186729 - Kapital.kz

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.