Списание кредитов, внимание президента к денежно-кредитной и курсовой политике, а также «сингапурская болезнь» – три события, которые произошли в этом году, но определят очень многое в следующем.
Списание кредитов
Казахстан действительно социальное государство. Только в Казахстане из всех стран постсоветского пространства валютным ипотечникам компенсировали разницу после девальвации национальной валюты. Только в Казахстане разработаны жилищные программы, которые позволяют получить ипотеку под 2%, а в следующем году обещают эти программы расширить. И только в Казахстане списывают беззалоговые потребительские кредиты и не запрещают людям, которым списали, обращаться за новыми.
Списание кредитов – это отличная новость для тех, кому их списали, и для банков, которые даже не надеялись часть из этих кредитов вернуть назад. При этом важно помнить, что списали беззалоговые потребительские кредиты, а это купленные айфоны и новые плазмы, проведенные свадьбы. Тем, кому списали, не запретили брать новые займы, и рост потребительских кредитов во втором полугодии только усилился. Часть людей, вероятно, надеются, что новые кредиты тоже не придется возвращать. На рост пузыря на рынке потребительского кредитования обращает внимание и Всемирный банк. Во всей этой истории кажется, что мы видели первое и, хочется верить, последнее списание. В следующем году, если ничего не изменится с ужесточением требований к выдаче потребительских кредитов, которое должно вступить в силу с нового года, то нас могут ждать если и не акции протеста, то регулярные информационные поводы с просьбами о новом списании. Почему это так важно? Списав абсолютно все кредиты без разбора – тем, кто их платил, кто нет, кто мог платить, но не хотел, кто хотел, но не мог, – государство, к сожалению, подало знак, что такое возможно. Можно взять в кредит новый телефон, не платить по кредиту, и потом его просто спишут.
Внимание президента
С лета этого года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев системно обращает внимание Национального банка на то, что денежно-кредитная и курсовая политика нуждается в восстановлении доверия со стороны бизнеса и населения. В итоге это привело к позитивным изменениям – глава государства поручил разработать Единый реестр внешнего долга Казахстана, чтобы прекратить спекуляции на этой теме. Кроме того, он дал указание Национальному банку предоставлять публичные данные по обмену валют. С 1 января 2020 года Нацбанк будет ежемесячно, ежеквартально предоставлять эту информацию. Также будет опубликован график обменного курса, принята стратегия денежно-кредитной политики. Это очень важные шаги по возвращению доверия к действиям регулятора, которые будут продолжены и в следующем году. Почему это так важно? Высокое доверие способно смягчить проблему непоследовательности действий в рамках денежно-кредитной политики во времени и, как следствие, поддерживать более низкие инфляционные ожидания. Повышенная транспарентность и хорошая коммуникационная политика улучшают доверие к денежным властям и повышают эффективность денежно-кредитной политики. Регулятор, которому доверяет общество, может более гибко реагировать на шоки. И, наконец, Нацбанк при низком доверии вынужден проводить более жесткую денежно-кредитную политику.
«Сингапурская болезнь»
Сломать все и построить заново – очень красивая и привлекательная стратегия. В этом году впервые прозвучало желание некоторых экспертов полностью изменить пенсионную модель Казахстана и за основу взять сингапурский вариант. Эта история развивается, и шанс, что ее начнут реализовывать, к сожалению, не нулевой. Изменение пенсионной модели по сингапурскому сценарию потребует налоговой реформы – введения прогрессивной шкалы подоходного налога и оптимизации остальных налогов и сборов, реформы страховой системы здравоохранения – так как предполагает объединение всех фондов в один и реформу самого пенсионного фонда. Такая огромная работа может затянуться на годы, в течение которых текущая работа проводиться не будет. Хотя на самом деле для более эффективной работы ЕНПФ в части инвестирования достаточно сделать лишь две вещи – соблюдать коридор инфляции, желательно от 2 до 4%, а также изменить инвестиционную декларацию фонда и перестать вкладывать пенсионные активы, главная цель которых сохранность, в эфемерные цели развития отечественной экономики или фондового рынка. Почему это так важно? Желание все сломать и построить заново с нуля «все правильно» очень соблазнительно, но не стоит ему поддаваться. Увеличение эффективности пенсионной модели Казахстана лежит не в плоскости выбора между чилийским или сингапурским вариантами, а в правильном управлении активами и доверии к финансовой системе в целом.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане