USD
489.36₸
+1.250
EUR
533.45₸
+3.360
RUB
4.99₸
-0.020
BRENT
75.12$
-0.080
BTC
67985.40$
-64.400

Будет стандарт, будет и экспорт

Потенциальными потребителями халал-продукции являются 1,8 млрд человек в мире, к 2030 году это число достигнет 2,2 млрд

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фотограф: Владимир Третьяков

Фотограф: Владимир Третьяков

Халал-индустрия – важное направление продовольственной и экспортной политики. По некоторым оценкам, в настоящее время потенциальными потребителями халал-продукции являются 1,8 млрд человек в мире, к 2030 году это число достигнет 2,2 млрд. Ряд стран заинтересованы в покупке казахстанских продуктов – мяса, молока, зерна, зерновых культур и так далее. Но обязательное требование к поставщикам – наличие сертификата халал. Однако единых мировых стандартов нет, на данный момент в разных странах работают более 120 органов сертификации халал.

В Казахстане министерство сельского хозяйства, министерство торговли и интеграции, МИД, НПП «Атамекен» намерены совместными усилиями урегулировать вопросы производства халал-продукции. В частности, планируется пересмотреть законодательство, обучить специалистов, создать пул оценщиков и экспертов.

«Халал – это прежде всего, чистота, качество, высокое доверие. В свою очередь, Казахстан как страна, которая выпускает пищевую продукцию, которая по своим свойствам даже ближе к органике, вызывает большой интерес у многих исламских стран. Поэтому государство решило, что раз мы привлекательны – мы должны создавать благоприятные условия, хорошую инфраструктуру для нашего производства, пищевой отрасли, чтобы сертифицированная у нас продукция могла быть реализована за рубежом, чтобы наши сертификаты «халал» признавались странами-экспортерами. Это обеспечит нашим бизнесменам экономию времени, так как затраты уменьшатся, не будет двойной сертификации», – говорит руководитель департамента аккредитации органов по сертификации «Национального центра аккредитации» Ержан Карасаев.

Во-первых, необходимо обеспечить нормативную базу, разработать стандарты по международным параметрам. «Второе, должны обеспечить компетентный персонал, который будет заниматься сертификацией халал-продукции на предмет соответствия международным стандартам. И третье, создание сети современных лабораторий для испытаний халал-продукции», – пояснил Ержан Карасаев. Он подчеркивает, что перечисленные меры не потребуют больших затрат, так как сеть пищевых лабораторий уже существует.

«Акцент делается на мясо, мы хотим производить халяльное мясо. Для испытания пищевой продукции у нас имеются свои лаборатории, на их базе будут создаваться органы по сертификации халал-продукции. Финансирование потребуется при создании органов по сертификации и обучении персонала», – говорит он. При этом перспективы очень радужные: продукция халал может составить 30% от всего объема экспорта.

В настоящее время продукцию халал сертифицируют отдельные организации. Одна из них – Духовное управление мусульман.

«У  нас есть свои стандарты и требования к забою животных, обработке, общие требования к производству, реализации, торговой марке, к сервису общепита. То есть мы осуществляем свою деятельность на основе этих стандартов. Сначала предприятия, которые намерены проходить сертификацию, пишут заявления, собирают документацию. После этого мы анализируем их производство, состав продукции, проводим аудит, семинар. Только потом выдаем сертификат. Более 300 компаний у нас получили сертификаты халал: это колбасные изделия, мясное производство, молочная продукция, кондитерские изделия. Также сертифицировали 5 компаний за рубежом – это «Союзпищепром» в  Челябинске, в Узбекистане две компании – крупная кондитерская фабрика и колбасный цех», – рассказала главный эксперт-технолог ТОО «Халал Даму» Айжан Омарова.

По словам Айжан Омаровой, также проводится ежемесячный контроль предприятий, выпускающих продукцию  халал.  

В этом вопросе Казахстан изучает и международный опыт. Например, Турция ввела сертификацию халал в  2011 году, и в настоящее время 500 предприятий получили документ. В основном это производители мясной и молочной продукции. На данный момент продукция халал занимает 1% всего рынка Турции. Об этом рассказал  председатель сертификационного центра Турецкого института стандартов Мухаммет Озхан Гундуз.

«Если государство заранее разработает стандарты,  правила ввоза для продуктов халал, тогда будет легче контролировать данный рынок. При этом необходимо контролировать  весь процесс – от упаковки до условий хранения. Надо создать такие условия,  когда потребитель будет полностью доверять маркировке халал», – говорит Мухаммет Озхан Гундуз.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.