Более четверти века прошло с момента установления дипломатических отношений между Казахстаном и Нидерландами. За этот период без преувеличения стало возможным достижение высокого уровня развития сотрудничества. Согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК, по итогам 2018 года товарооборот между двумя странами составил порядка $6,493млрд, что выше на 22%, чем в 2015 году, и на 29%, чем годом ранее. В то время как валовой приток прямых инвестиций из Нидерландов за период с 2005 года по II квартал 2019 года составил $177,307 млрд. При таких внушительных показателях страны и дальше намерены продолжать тесное экономическое сотрудничество.
Нацеленность на взаимовыгодное партнерство была продемонстрирована в ходе первого за всю историю отношений визита главы казахстанского правительства в Нидерланды. На переговорах, состоявшихся на прошлой неделе, Аскар Мамин успел побеседовать со своим коллегой Марком Рютте, принять участие в казахстанско-голландском бизнес-форуме, провести встречи с ведущими компаниями и посетить ряд инновационных объектов королевства.
То, что главы правительств в заявлениях сохранят преемственность внешней политики, стало понятно с самого начала. Тем не менее было интересно дать оценку тому, какой импульс придаст официальный визит премьер-министра Казахстана дальнейшему развитию двустороннего торгово-экономического сотрудничества, и насколько доверительный диалог между Нур-Султаном и Гаагой сможет расширить торгово-экономические связи?
Партнеры решают все
Стержнем двусторонних отношений во все времена было именно торгово-экономическое сотрудничество. Нидерланды входят в число главных партнеров Казахстана из Европейского Союза по объему внешнеторгового оборота. Кроме того, на сегодня по объему прямых инвестиций в экономику РК страна по праву заслужила звание инвестора «номер один».
Если затронуть тему перспектив сотрудничества, то стоит отметить, что на современном этапе Голландия представляет собой одну из наиболее устойчивых и конкурентоспособных экономик. В такой небольшой стране как Нидерланды это в большей степени стало возможным за счет высокого уровня развития портовой и аэропортовой инфраструктуры. Речь в данном случае идет о городе Роттердам и транспортном хабе аэропорта Схипхол. А за счет высокотехнологичной наноиндустрии, химической отрасли, тепличного земледелия, финансового и других секторов компании Нидерландов смогли завоевать статус корпораций мирового масштаба. На современном этапе совокупность отраслей экономики Нидерландов, которые производят и реализуют экспортную продукцию, одна из самых эффективных в мире. На сегодня в масштабах европейского пространства по экспорту товаров Голландия занимает 2-е место (после Германии), а по импорту – 4-е (после Германии, Великобритании и Франции). Расчетные данные обзора Всемирного экономического форума (Global Competitiveness Index) за 2017-2018 годы определили, что страна обладает самой конкурентоспособной экономикой в Европейском Союзе. С населением всего в 17,1 млн человек, что сопостовимо с населением Казахстана, и территорией в 41,5 кв. км (в 5,3 раза меньше Алматинской области) Нидерланды завоевали статус одного из ведущих экспортеров и импортеров товаров и коммерческих услуг.
Очевидно, что реальное наращивание вложений в инфраструктуру, массовое внедрение передовых технологий во всех отраслях экономики, и наконец, активное продвижение торгово-политических интересов обеспечили выход на такие значимые позиции.
Со средних веков до наших дней
Нидерланды всегда являлись экономически сильной державой. Торгово-экономические отношения нынешнего Казахстана и Нидерландов ведут отсчет еще с периода существования Золотой орды, когда голландские купцы активно торговали со странами Средней Азии. Тогда же, видимо, впервые из степи были вывезены первые экземпляры тюльпанов, ставших одной из «валют» Голландии.
С начала обретения Казахстаном независимости и установления торгово-экономических отношений во внешней торговле королевство входило в пятерку стран-партнеров. До недавнего времени на Голландию приходилось около 10% внешнеторгового оборота. В 2018 году практически все регионы Казахстана в различной степени поддерживали торгово-экономические отношения с королевством. По данным КС МНЭ РК, в прошлом году казахстанский экспорт в Нидерланды достиг $6,1 млрд (+30% по сравнению с 2017 годом), а импорт из Нидерландов всего – $307 млн (+9%).
В Казахстане представлено более 900 компаний с голландским участием, большая часть из них активно работает в энергетической сфере. Если брать в целом, то Нидерланды играют роль одного из ключевых поставщиков наукоемких товаров и технологий в отраслях экономики РК.
Нефтегаз, геологическая разведка, аэрокосмическая отрасль, поставка сельскохозяйственной техники и оборудования, фармацевтика, производство товаров народного потребления – изначально сильные стороны экономики королевства. Сегодня выполнение Нидерландами функций западноевропейского энергетического центра и дистрибьюторского хаба становится возможным благодаря развитой логистической инфраструктуре. Проще говоря, рынки как европейского континента, так и других регионов мира получают потоки товаров именно через королевство.
Инвестиции лишними не бывают
Согласно обзору CMS Infrastructure Index за 2018 год, уровень привлекательности для инвестирования в объекты инфраструктуры в Нидерландах был самым высоким, страна находилась на 4-м месте, пропустив вперед Канаду, Германию и Великобританию. Но Нидерланды не были бы Нидерландами, если бы не остались одним из крупнейших инвесторов за границу, впереди оказались только США, Япония и Китай.
Объемы прямых накопленных инвестиций королевства обеспечили ему 1-е место и вхождение в число крупнейших зарубежных инвесторов Казахстана. Официальные данные КС свидетельствуют, что на конец июня 2019 года более 80% всех инвестиций Нидерландов в страну приходились на горнодобывающую промышленность и разработку карьеров. Согласно открытым источникам, в данной сфере активно представлены около 60 компаний с участием капитала из Нидерландов. Второй привлекательной сферой для инвесторов стала обрабатывающая промышленность (более 6% от общего объема), замыкает тройку казахстанских отраслей интересных для Голландии, техническая деятельность (около 5% от общей суммы).
Важно отметить, что абстрагирование от традиционного статуса Нидерландов как страны исключительно транзитера товаров и инвестора смогло бы помочь развитию новых ниш для казахстанского экспорта в целом. На сегодняшний день интегрированная национальная хозяйственная система замкнутого цикла выходит в Нидерландах на передний план. Здесь следует сделать акцент на том, что одной из отличительных черт данной модели являются высокие показатели энергоэффективности и энергосбережения, страна нацелена на повторное использование сырья и внедрение цифровых технологий. По сообщениям СМИ, Нидерланды к 2035 году хотят отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, более того, планируется постепенно закрыть угольные электростанции, а к 2050 году и вовсе перестать использовать природный газ.
Следовательно, для казахстанской экономики открываются реальные возможности в сферах возобновляемой энергетики и биоэнергетики. Здесь важно сказать о полезном опыте Правительства Нидерландов, которое вводит специальные субсидии для промышленных производителей электроэнергии и частных домовладельцев. Использование древесных паллет для выработки тепла и электричества – главный тренд Нидерландов. Также стоит напомнить, что еще в 2016 году Европейская комиссия присвоила Амстердаму звание европейской столицы инновационных решений за целостность видения инноваций. В основном они связаны с управлением и качеством жизни города, улучшением стартап-инфраструктуры и развитием цифровых технологий. Тут очевидно возникает определенный потенциал в области экспорта программных продуктов и открытия совместных ИТ-компаний.
В целом, перспективных направлений сотрудничества для обеих стран – непочатый край. Но как показывает опыт, важно не только сохранять взаимодействие с компаниями в части содействия локализации иностранного производства, но и находить партнеров из числа казахстанского МСП.
Арсен Малтабаров, магистр социальных знаний (мировая экономика)