С 2020 года в местные бюджеты предлагается передать КПН
(корпоративный подоходный налог) от малого и среднего бизнеса. Это прописано в законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты Республики Казахстан по вопросам административно-территориального
устройства Республики Казахстан, совершенствования системы государственного
управления и межбюджетных отношений», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«В республиканский бюджет будут зачисляться поступления КПН только от субъектов
крупного предпринимательства. Также маслихатам областей будет предоставлено
право устанавливать норматив распределения КПН от МСБ между областным и
районным бюджетом», - рассказал министр национальной экономики Руслан Даленов на пленарном заседании.
Указанные
поправки направлены на приведение в соответствие отдельных норм
законодательства, совершенствование межбюджетных отношений и системы
государственного управления. «Необходимо отметить, что принятие данного
законопроекта не повлечет дополнительных финансовых затрат из республиканского
бюджета и не повлечет негативных социально-экономических или правовых последствий»,
- заключил министр.
Однако, по сведениям депутатов, в связи с передачей КПН в местные бюджеты
потери республиканского бюджета могут составить до 540 млрд тенге. «В связи с
передачей в местный бюджет поступлений корпоративного подоходного налога от
малого и среднего бизнеса с 1 января 2020 года условные потери республиканского
бюджета составят 423 млрд тенге в 2020 году, 487 млрд в 2021 году, 541 млрд
тенге в 2022 году. Эти потери будут урегулированы путем снижения объемов
субвенций местным бюджетам. Каким образом в таких условиях будет достигнуто
сокращение зависимости местных бюджетов от республиканского?» - обратился к
Руслану Даленову депутат Серик Сейдуманов.
Председатель мажилиса Нурлан Нигматулин поинтересовался
у министра, учло ли ведомство все нюансы такого решения, ведь «речь идет о
сокращении зависимости местных бюджетов от республиканского».
«Понятно, что КПН – это
налог, зависящий в основном от конъюнктурных факторов, прежде всего внешнего
рынка. Вдруг получится так, что регион не соберет необходимую сумму и в то же
время не получит субвенций из республиканского бюджета на эту же сумму. Что
тогда будет сделано правительством и вашим министерством, чтобы восполнить
разрыв между доходами и расходами в местных бюджетах?» - спросил Нурлан
Нигматулин.
Руслан Даленов ответил, что одной из «поддерживающих»
мер выступают балансирующие трансферты. Кроме этого, за счет передачи доходов от
КПН местным бюджетам их самостоятельность вырастет на 5%. То есть до
46% в 2020 году, а в 2022 году до 52%.
«Необходимо все продумать, чтобы не допустить
срывов финансирования важных, особенно социальных, программ в регионах, чтобы
денег региону хватило. Гражданину, пришедшему в поликлинику, все равно, из
каких источников эта поликлиника финансируется: из республиканского либо из
местного бюджета. Он должен получить качественное медицинское обслуживание.
Поэтому важно, чтобы правительство, проводя эту реформу по передаче КПН на
местный уровень, имело так называемую «подушку безопасности» на своевременное
выполнение прежде всего социальных обязательств региона», - подчеркнул Нурлан
Нигматулин.
Руслан Даленов сообщил, что
ведомство совместно с субвенционными
районами обсудит план мероприятий по развитию доходной части местных бюджетов. «Параллельно
в правительстве действует проектный офис под руководством премьер-министра», - сказал
глава Миннацэкономики.
«Вы же министр нацэкономики, скажите откровенно,
деньги есть сегодня в бюджете, в экономике для малого и среднего бизнеса?
Достаточно?» - спросил спикер мажилиса.
«Денег в экономике, Нурлан Зайруллаевич,
мало», - признался Руслан Даленов.
Отметим, что законопроектом предполагается также внесение изменений в
законодательные акты в связи с реорганизацией Службы государственной охраны
Казахстана, а также присоединением Службы внешней разведки Республики Казахстан
«Сырбар» к Комитету национальной безопасности. Законопроектом вносятся поправки
в Земельный, Бюджетный, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный
кодексы, Кодекс «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и 12
законов.