На днях в столице Армении, в Ереване, в узком составе прошло очередное заседание Высшего Евразийского экономического совета. Основные вопросы повестки заседания касались проведения Евразийского экономического форума, нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин между бюджетами стран - членов ЕАЭС, а также персонального состава Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Однако, по-видимому, главным наболевшим вопросом среди участников стал вопрос об отмене барьеров на внутреннем рынке ЕАЭС. На заседании совета главами всех стран-членов ЕАЭС без исключения был озвучен призыв дальнейшего устранения барьеров в торговле товарами и услугами. Днем ранее состоялись встречи глав правительств стран-членов, где также обсуждались вопросы скорейшего устранения барьеров на внутреннем рынке союза. Например, делегация Казахстана, возглавляемая первым заместителем премьер-министра РК - министром финансов Алиханом Смаиловым, и вовсе предложила «прекратить затягивать устранение барьеров».
В целом инициатива Казахстана по сокращению сроков устранения барьеров, которые, как известно, в отдельных случаях рассматриваются более двух лет, поддержана членами совета ЕЭК. Значит ли это, что благоприятная среда без барьеров в рамках ЕАЭС так и не была создана? Какие же внутренние разногласия и несогласованность в действиях стран-членов не позволяют в полной мере реализовать идеи, которые были заложены при создании союза?
Можно сосчитать, но не решить
Действительно, как показывает прослеживаемая динамика, устранение странами - членами ЕАЭС барьеров на внутреннем рынке союза проходит довольно медленно. Согласно официальным данным ЕЭК, в общей сложности выявленных препятствий семьдесят одно, а по итогам 2018 года из перечня был убран лишь один барьер.
Как известно из СМИ, данный вопрос не раз выносился на повестку дня на проходивших встречах глав правительств «пятерки». Тема о снятии барьеров на внутреннем рынке обсуждалась премьер-министрами стран-членов на проходившем заседании межправсовета ЕАЭС еще в апреле 2019 года. По результатам встреч странам было предложено в трехмесячный срок принять меры по обсужденным ограничениям. Отметим, что, несмотря на решения ЕЭК, до сегодняшнего дня препятствия так и не были сняты.
Примечательно и то, что с ноября 2018 года из пяти таких решений в исполнении оказалось лишь одно (препятствие касалось вопроса о поставках в Россию белорусского молока). Такого рода вопросы, как «введение санитарных мер в отношении молочной продукции», «единый порядок ветеринарного контроля при перемещении животноводческой продукции из России в Беларусь», «публикация данных о госзакупках на русском языке в Армении» и «отмена разрешительного порядка на ввоз зерна в Беларусь», входили в перечень существующих барьеров. Некоторые из них после решения ЕЭК об их отмене приостанавливались. Так, по обращению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева решение по отмене барьера на введение санитарных мер в отношении молочной продукции было приостановлено.
Согласно данным ЕЭК, на конец 2018 года реестр насчитывал 71 препятствие, из них барьеров – 17, ограничений – 37, изъятий – 17. На сегодняшний день общее количество выявленных препятствий составляет также 71. Среди них 17 барьеров, которые напрямую нарушают нормы ЕАЭС. Кроме того, имеется 16 изъятий, которые характеризуются узаконенностью отступлений от общих правил, и 38 ограничений, которые имеют место быть только из-за отсутствия общей нормативной базы. То есть из данной статистики следует, что количество барьеров осталось прежним, ограничения увеличились, а изъятия, наоборот, сократились на одну единицу. Два года назад количество препятствий доходило до 60, в том числе 9 барьеров, 17 изъятий и 34 ограничения.
Согласно данным ЕЭК, в период с 2017 по 2018 год в общей сложности было устранено 16 барьеров, но на конец 2018 года в перечне препятствий оставались еще 17 барьеров. Соответствующее решения о необходимости устранения 15 барьеров из 17 потенциальных ранее уже было принято ЕЭК. По итогам 2018 года устранению подлежало пять барьеров, в результате был снят один барьер, который касался «определения пунктов пропуска, через которые допускается ввоз оформленных определенным образом транзитных грузов». В 2019 году планировалось устранить шесть потенциальных ограничений. Как отмечается в материалах ЕЭК, на конец 2019 года остается риск того, что не удастся устранить пятнадцать из оставшихся препятствий. В этот раз на заседаниях ЕЭК отмечалось, что, скорее всего, до конца 2019 года большая часть препятствий все же останется нерешенной.
Тем не менее имеются и достижения. В Беларуси были предприняты меры по выравниванию ставки НДС для отечественных товаров и продукции. Как известно, ранее ставки НДС были высокими для ввозимых товаров из стран союза. Также, по данным СМИ, в Казахстане идет активная подготовка по внесению поправок в Налоговый кодекс, которые должны устранить рентный налог на экспорт угля в другие страны союза. Со стороны России были даны обещания об изменении регулирования, которое касается ограничения участия спортсменов из стран союза во всероссийских соревнованиях. Однако при этом указывалось, что будет необходимо согласовать данный вопрос со спортивными федерациями. Осуществлялась подготовка поправки, которая уравновешивала бы условия рекламы вин, произведенных в России и других странах - членах ЕАЭС. Со стороны же Кыргызстана было обещано принять меры по выравниванию действий механизма «минимального уровня контрольных цен», которое на данный момент затрагивает лишь производителей из других стран ЕАЭС.
Необходимо отметить, что, помимо обязательных к исполнению решений ЕЭК, были случаи добровольной отмены ограничительных барьеров. Россия в апреле 2019 года пообещала обеспечить допуск программного обеспечения (к государственным и муниципальным закупкам) из стран «пятерки». Также страны должны были отменить взаимное признание электронной цифровой подписи, которое является другим важным барьером для участия в госзакупках. Однако, судя по имеющимся открытым источникам, план действий пока не согласован.
В целом, по данным ЕЭК, чтобы выйти на рынок России, важно отменить основных восемь барьеров, Беларуси – пять, Казахстана - четыре, Армении – четыре, Кыргызстана – три.
«Ограничения РФ на поставки шампиньонов из Беларуси», «несоответствие технических регламентов нормам союза», «расхождения в классификации по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности», «ограничения на экспорт отдельных видов продукции в Беларусь», «применение Казахстаном тарифных льгот в отношении сырья и материалов в составе готовой продукции», а также «условия рекламы коньяка в Армении» на сегодня составляют неполный список потенциальных барьеров.
Никто и тиына не хочет терять
Увеличение объемов взаимной торговли, как обещалось в совместных декларативных заявлениях Беларуси, Казахстана и России, должно было стать результатом четырех факторов - свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
При присоединение Армении и Кыргызстана к интеграционному объединению планировалось не только увеличение единого рынка до 180 млн человек, но и определенного рода преференции для каждой из сторон. Но вместо ожидаемого роста получилось снижение торгового оборота. По данным ЕЭК, которая, кстати, является руководящим органом ЕАЭС, внутренняя торговля в 2018 году снизилась в объеме на 25%. Внешнеторговый оборот ЕАЭС с третьими странами уменьшился на 34%. За первое полугодие 2019 года просматривается явное снижение взаимной торговли между странами союза более чем на 5%, а с третьими странами – более чем на 2%.
Данную тенденцию можно объяснить обвалом цен на нефть и девальвацией национальных валют стран ЕАЭС. Однако, как известно, корень всех проблем нужно искать в начале пути. Закладка проблем, по-видимому, началась еще на первом этапе интеграции - в 2010 году. Тогда многие эксперты говорили о разных уровнях экономического развития стран, которые при этом еще ставят и разные цели.
Необходимо вспомнить, что открытие рынка для продукции союзников поначалу больно ударило по казахстанскому бизнесу. Кроме того, возникновение общих проблем с доступом на российский рынок из-за так называемых нетарифных ограничений, защищающих российских производителей от конкуренции со стороны других участников интеграции, ограничивало в действиях как казахстанскую, так и белорусскую стороны. Анализируя проблемы и перспективы ЕАЭС, важно отметить существование ряда явных противоречий, поскольку свободное перемещение товаров внутри интеграционного объединения уже должно происходить при пересечении таможенной границы.
Поддаются устранению, лишь бы воля была
На сегодняшний день созданная нормативная база для свободной торговли уже является большим успехом для ЕАЭС. Например, 1 октября 2018 года ЕЭК были даны полномочия по вопросам маркировки товаров и их прослеживаемости. Теперь важно, чтобы прогрессивные предложения не оборачивались новыми препятствиями в торговле. Необходимо добавить, что в отдельных случаях имеет место быть превалирование над целями и задачами интеграции желания защитить позиции своих товаропроизводителей на национальных рынках. Введение различных экспертиз, дополнительных требований на региональном уровне, негласных распоряжений является неполным перечнем возникающих барьеров. Введение ограничений обычно вызывает недоверие к процессу интеграции и в какой-то степени даже дискредитирует. Очевидно, что такая практика является неприемлемой, так как противоречит принципам интеграции, требующих к себе особого отношения. Иными словами, полное неприятие экономического смысла союза происходит именно из-за существующих ограничений.
В этих условиях важно понимать, что усиление мониторинга национальных законодательств и разработка эффективных механизмов информирования, а также разъяснение действующего права внутри ЕАЭС должны быть на особом контроле ЕЭК.
Арсен Малтабаров, магистр социальных знаний (мировая экономика)