Краткосрочные и дорогие кредиты не дают развиваться мелким хозяйствам в Казахстане, поскольку у фермеров нет моментальной денежной отдачи, считает руководитель ТОО «Империя Фуд» Арман Джавидан. Крупнейший иранский инвестор в отечественном сельском хозяйстве в беседе с корреспондентом «Капитал.kz» предложил свои инструменты, которые помогут казахстанским фермерам успешно развиваться.
Компания Армана Джавидана уже много лет работает в Казахстане, вкладывая многомиллиардные суммы в животноводство. Только в конце августа этого года в Жамбылском районе Алматинской области открылся крупнейший мясоперерабатывающий комплекс «Empire Food» мощностью 8 тысяч тонн мясной продукции в год. Объем иранских инвестиций в проект составили 3,2 млрд тенге. Однако, по мнению иностранного инвестора, отсутствие мелких фермерских хозяйств в Казахстане реально тормозит экономику сельского хозяйства.
«В стране есть хорошие крупные предприятия, но мало качественных мелких фермерских хозяйств по 200-300 голов. Как правило, многие крестьяне покупают скот и отдают его на выпас чабанам, но сами при этом не занимаются развитием скотоводства напрямую. Все потому, что нынешняя кредитная политика слишком неподъемна для фермеров, – сказал Арман Джавидан. – Когда им предоставляют быстрый кредит от одного до трех лет, никто за такой срок не сможет его вернуть. Это очень тяжело, поскольку 14% ставка по кредиту отпугивает потенциальных фермеров».
По его мнению, длительная окупаемость любого проекта в сельском хозяйстве происходит во всем мире. На первом этапе фермеры получают лишь небольшую прибыль, не считая любых рисков, с которыми сталкивается предприниматель в начале бизнеса. В таких условиях кредиты сельхозтоваропроизводителям следует предоставлять на долгое время сроком до 10 лет со ставкой вознаграждения 3-5% годовых. Подобный подход стимулирует открытие новых фермерских хозяйств, которые увеличат маточное поголовье для получения более качественного мяса.
Между тем объем производства алматинского мясокомбината с начала года составил 332 тонны продукции. При этом экспортировано 73 тонны в Иран и Бахрейн, а до конца года планируется экспортировать 640 тонн. По мнению Армана Джавидана, Казахстану следует больше всего ориентироваться на рынок Ближнего Востока.
«Потому что это мусульманские страны, которых привлекает мясо халал. Им лучше и легче покупать товары из Казахстана, чем везти из той же Австралии. В данной связи надо работать по стандартом халал. Но для этого должен быть нормальный высококачественный комбинат с профессиональной переработкой мяса, а не какая-то одна маленькая комната под видом убойной площадки. Самое печальное, что катастрофически не хватает образованных специалистов, потому что в селах нет специализированных колледжей. Молодежь уезжает из регионов за образованием в город, где, как правило, многие остаются жить», – сказал наш собеседник.
Отвечая на вопрос о том, может ли казахстанская мясная продукция конкурировать со странами Европы или Канадой, он заметил следующее: «Я думаю, что вполне может в экологическом плане. В стране есть большие пастбища, огромные угодья. Но самое главное, что есть много земли, корма и орошение. Все, что нужно – это увеличить маточное поголовье, чтобы регулярно появлялся приплод на откормочные площадки. Тогда и мясо будет качественное».
Между тем птицеводы Казахстана тоже страдают из-за дорогих кредитов, которые не дают бизнесу расправить крылья. Производители мяса птицы также просят скорее задуматься над удешевлением кредитов до 2-3% годовых сроком на 10 лет. Это могло бы напрямую стимулировать развитие и модернизацию казахстанского птицеводства, куда сразу придут инвесторы. Половина из продаваемого на рынке мяса птицы – импортируется из-за границы, заметила исполняющая обязанности вице-президента ТОО «Айтас-групп» Рабига Токсеитова. Для решения данной проблемы нужно увеличивать собственное производство. В этом случае можно либо построить новые птицефабрики, либо расширить действующие производства.
«Однако банки второго уровня выдают кредиты под 14% годовых. Это очень высокие ставки, которые давят на бизнес, а ведь птицеводство – крупный бизнес. Только на нашем предприятии (Макинская птицефабрика в Акмолинской области – Ред.) работает почти 900 человек. Производить больше продукции и тем более расширяться при действующих ставках очень сложно», – пояснила она.
Если кредиты неподъемны для мелких фермеров, то может у крупных предприятий больше шансов на их погашение?
«По сути это не имеет значения. Крупному бизнесу тоже нужны дешевые кредиты. Как вам известно, сегодня мясо птицы входит в перечень продуктов, на который правительство запрещает поднимать цены, – отметила Рабига Токсеитова. – Однако цены на корма растут, птицу нужно кормить. Кроме того, крупные предприятия исключены из «Дорожной карты бизнеса-2020». В рамках этой программы вся внешняя инфраструктура подводится за счет государства. Мы же лишены таких привилегий. Это неправильно для сельхозпредприятий».
Стоит подчеркнуть, что Макинская птицефабрика, созданная в 2015 году группой компаний «Aitas» при поддержке Европейского банка реконструкции и развития, венчурного фонда «Baiterek Venture Fund» и кредитной линии Банка развития Казахстана, является крупнейшим инвестиционным проектом в отрасли. В нее инвестировано порядка 45 млрд тенге. Сегодня птицефабрика дает до 25 тыс. тонн мяса птицы в год. Однако на предприятии готовы кратно нарастить выпуск мяса. В течение 10 лет компания увеличит производство мяса птицы до 1 млн тонн в год. Для этого будет дополнительно вложено $100 млн инвестиций. В среднесрочной перспективе компания рассматривает выход на IPO.
«Конечно, для того поднять выпуск продукции до 1 млн тонн в год нужно искать дополнительных инвесторов. Безусловно, для инвесторов в стране предусмотрены определенные льготы, налоговые и таможенные преференции. Однако без «длинных» и дешевых кредитов никакие льготы не привлекут инвесторов. Люди не станут вкладывать деньги в отрасль, если государство не поддержит птицеводов в вопросе кредитования. Нужно понимать, что сельское хозяйство - самая дотационная отрасль во всем мире, в том числе в США, Канаде и Австралии», - заметила спикер.
Отвечая на вопрос о том, получают ли сегодня птицеводы какую-либо господдержку, Рабига Токсеитова заметила: «У нас есть субсидирование на единицу продукции, то есть на килограмм мяса или литр молока. Мы подпадаем под эти субсидии, хотя здесь тоже есть свои нюансы. В частности, не обеспечивается субсидированием тот объем продукции, который производится птицеводством. Только по Акмолинской области дефицит субсидий на мясо птицы составляет 2 млрд тенге. Аналогичная ситуация в Восточно-Казахстанской области, где нам недодали порядка 2 млрд тенге».