Система tax free будет доступна для туристов в Казахстане в четвертом квартале этого года. Она гораздо интереснее, чем в других странах, потому что уже через час после покупки товара НДС будет возвращен на банковскую карту зарубежного гостя, рассказал заместитель председателя правления АО «НК «Kazakh Tourism» Еркебулан Хасенов. С корреспондентом «Капитал.kz» он поделился информацией о том, кто из участников рынка хотел поучаствовать в пилотном проекте внедрения tax free, почему это могут быть именно крупные торговые центры, среднем чеке китайских туристов и о других нюансах использования этого инструмента улучшения турпривлекательности страны.
- Еркебулан, какие-то торговые центры претендовали на место Esentai Mall в этом проекте?
- Претендентов было не так уж много на самом деле. Можно назвать Talan Towers из Нур-Султана, в котором будут те же самые бренды, что в Esentai Mall, часть из них уже зашла. Другие торговые объекты не хотели, потому что tax free имеет экономический смысл, когда средний чек в центре составляет не менее $300. В том же «Хан шатыре» он будет, думаю, около $100, и то не факт. Поэтому мало какие мировые компании-операторы tax free появятся у нас, вот Global Blue зашел, тщательно изучив рынок Казахстана. Хотя в Испании tax free действует по всей стране, я был в Толедо, там даже при покупке бижутерии идет возврат налога: приобрели за $8, вам вернется $1. Сами испанцы говорят, что это немного, не все хотят с этим связываться, особенно мелкие предприниматели. Нужно же вести отдельную отчетность, проходить проверки, на это идут в основном крупные торговые центры. Talan Towers, полагаю, хочет проследить, как в Esentai Mall будет реализовываться пилотный проект.
- Какие могут быть сложности?
- Почему мы еще поддержали Esentai Mall: кроме того, что они решили запустить tax free у себя, важно заниматься продвижением информации о ней на целевых рынках. Если Capital Partners (управляющая компания Esentai Mall – Ред.) не решила проводить агрессивную маркетинговую политику в Китае, там об этом не узнают. И осуществляют они это за счет собственных средств: сделали Димаша Кудайбергена бренд-амбассадором, сняли с ним ролик, в Пекине проведут пресс-конференцию для ведущих СМИ. Государство, конечно, тоже будет помогать, например, по дипломатическим каналам, рассказывать на различных выставках, что в Казахстане действует tax free. Но все же точечную рекламу на целевых рынках компания должна проводить сама. И в этом плане Capital Partners готова не ждать государство, а проводить рекламную кампанию из собственных денег. Но ведь в итоге это реклама всего Казахстана и страна тоже получит пользу, так как туристы покупают не только вещи, они едут за впечатлениями. Если взять Китай, который для нас является целевой аудиторий в этом вопросе, то там всего 6% населения имеют заграничные паспорта, то есть фактически из Поднебесной могут выехать 90-100 млн китайцев.
- Это серьезная цифра.
- Для нас это огромная цифра, в отличие от них. Кроме того, когда китайцы едут на шопинг, то покупают одну вещь в 2-3 экземплярах: не только для себя, но и в подарок родственникам, друзьям. Если покупают часы Rolex, то не одни, а сразу три пары, не одну сумку Louis Vuitton, а три… Представляете, какой экономический эффект для нас? Причем по статистике китайские туристы занимают первое место в мире по числу выездов за границу. Они совершают около 800 млн поездок в год и меньше всего их интересует катание на лыжах или экотуризм, их больше привлекают покупки. И мы должны это учитывать.
Нам не нужен массовый турист, нам необходим качественный турист, который платежеспособен. Esentai Mall проводил маркетинговые исследования еще до того, как у нас внедрили tax free, так вот группа китайских туристов уже тогда могла за раз потратить $1000-10 000. И это только на покупки, а еще им нужно приобрести билеты, жить здесь, питаться, посетить Шымбулак, Медеу, БАО. Представьте, какой это мультипликативный эффект для Казахстана.
- Вы говорили, что за 7 лет с момента введения tax free экономика может получить 200 млрд тенге.
- Мы думаем, что можем ожидать приезда 300 тысяч дополнительных туристов, то есть не всего, а плюс к тем, которые уже приезжают, и 200 млрд тенге поступит от них.
- Сколько из этих денег придется вернуть по taxf ree?
- Нет, речь идет о чистой сумме. Возврат НДС это, по сути, не прямые расходы казны, а недополученные налоги.
- Кроме того, вы делали оговорку, что лучше не торопиться с внедрением системы, чтобы не наломать дров. Что имели в виду?
- Мы хотели и настаивали во время переговоров с Global Blue на том, чтобы с 15 октября у нас все начало работать. Ни в одной стране они меньше, чем за полгода не развертывали информационную систему. Очень мудрая позиция Global Blue в том, что они смотрят на перспективу и выстраивают свою инфраструктуру так, чтобы она могла работать не только на Esentai Mall, а в целом по Казахстану, потому что понимают, что уже завтра к ней могут присоединиться Talan Towers и другие торговые центры. Кроме того, они адаптируют свою систему под каждую отдельно взятую страну, с ее законодательством, языком. Как вы понимаете, такая работа требует времени. Если сильно их торопить с запуском, то завтра приедут туристы, и представьте, что будет, если произойдет сбой в работе, или кто-то взломает систему, сейчас ведь совершается столько кибератак. Потом наши иностранные гости скажут, что в Казахстане какая-то непонятная tax free и эту новость разнесет сарафанное радио. Чтобы такого не произошло, Global Blue просили дать им на подготовку полгода, потом в процессе переговоров срок сократился до 4 месяцев, в итоге мы им сказали, что это долго, а нам нужно реализовывать пилот. В конце концов договорились, что они установят систему за 2 месяца. Но и это еще не все, нужно ведь провести тренинг с продавцами, с сотрудниками таможни. Представьте, турист выезжает из алматинского аэропорта, а ему нагрубил таможенник, или заставляет его раскрывать чемодан. Чтобы этого не было, надо их обучать быть максимально вежливыми. В аэропортах некоторых стран даже не все купленные tax free товары проверяют, просто просят показать чек, ведь это же формальность по большому счету.
И если уж мы говорим про туристов из КНР, то очень важно, чтобы были наши продавцы, которые знают китайский язык, для того чтобы с ними объясняться. Их отличительной особенностью является то, что очень маленький процент этих туристов не говорят по-английски. Нужно в торговом центре установить указатели, ценники на китайском языке.
Еще Global Blue настояли на том, чтобы отойти от кеша при внедрении tax free. Туристу на выезде не надо будет предоставлять копию или скан документа личности, билетов, достаточно показать таможеннику подтверждающий покупку чек. Вся остальная необходимая информация будет находиться в системе, ее туда будет вносить сам продавец.
- Зачем нужно показывать чек перед вылетом, если, как вы сказали, НДС возвращается туристу через час после покупки?
- Потому что Комитет госдоходов будет проводить ежеквартальную сверку отчетов торговых центров, ведь возврат НДС в размере 12% будет делаться за счет государства.
- Говорили, что обсуждается возврат в размере 7,5%.
- Это туристам, а 4,5% – маржа оператора.
- То есть так Global Blue будут зарабатывать на этом проекте?
- Так происходит во всем мире.
- А зачем ехать китайским туристам в Esentai Mall, если у них ближе огромный Хоргос?
- В Хоргосе нет tax free.
- Но там и цены ниже, чем в Esentai Mall.
- Китайский турист едет за брендовыми вещами, в Хоргосе нет Rolex, Louis Vuitton.
- Вы сказали, что если пилотный проект будет удачным, то tax free можно распространять на всю страну. На какое время рассчитана система и как оценят ее эффективность?
- Будем мониторить, как изменился товарооборот в Esentai Mall, насколько выросли покупки именно иностранных туристов. Что касается времени, о котором вы спрашивали, то пилот рассчитан на 2 года. Но я думаю, что уже через год мы сможем увидеть какой-то промежуточный результат. Введение tax free в нашей стране предполагалось с 2022 года, но если мы уже через год будет хороший эффект пилотного проекта, то выйдем к правительству с инициативой сдвинуть срок на 2021 год.