Что меняется в мировой торговле
АВТОР

17.09.2019 • 08:35 3539

Что меняется в мировой торговле

Сфера услуг растет быстрее всего

В III квартале текущего года Всемирная торговая организация зафиксировала продолжающееся снижение темпов роста мировой торговли. Замедление происходит на фоне усиления напряжения в торговых отношениях между крупнейшими экономиками мира. При этом эксперты Глобального института McKinsey еще в начале года обнаружили тенденцию к снижению темпов мирового товарооборота в своем исследовании «Глобализация в переходный период» (Globalisation in transition). Какие еще тренды приводятся в исследовании, а также что это может означать для Казахстана – расскажем в данном материале.

Развитию глобальных цепочек добавленной стоимости присущи шесть основных тенденций.

1. Интенсивность мирового товарооборота снижается

Иными словами, меньшая доля товаров торгуется за рубежом. Если с 1995 по 2007 годы глобальная торговля товарами росла очень высокими темпами, то в последнее время этот показатель понизился. Торговля по-прежнему растет в абсолютном выражении, но доля продукции, перемещаемой через границы как процент от общего выпуска продукции, упала с 28,1% в 2007 году до 22,5% в 2017 году.

В период с 1990 по 2007 годы объемы мировой торговли росли в 2,1 раза быстрее, чем реальный ВВП, а с 2011 года они опережают рост ВВП лишь в 1,1 раза.

Снижение интенсивности торговли товарами во многом обусловленно ростом числа потребителей в развивающихся странах. Китай, например, потребляет все большую долю внутреннего производства электроники, компьютеров, текстиля, оборудования, автомобилей и др., что ведет к снижению доли экспорта. В 2007 году доля развивающихся стран в мировом потреблении составляла лишь 26%, тогда как в 2017 году этот показатель вырос до 38%, а к 2030 году прогнозируется, что вырастет до 51%.

2. Больший рост торговли услугами в сравнении с ростом торговли товарами

Глобальная торговля в сфере услуг растет на 60% быстрее, чем торговля товарами. Некоторые отрасли, такие как телекоммуникационные и IT-услуги, бизнес-услуги и оплата за интеллектуальную собственность, растут в два-три раза быстрее.

На услуги в традиционном понимании (транспорт, финансовые услуги, телекоммуникации и др.) приходится 30% стоимости всего экспорта. При этом есть основания считать, что доля услуг в экспорте еще выше, так как часть услуг остается неучтенной. Во-первых, это те услуги, которые создают примерно одну треть стоимости проданных промышленных товаров: исследования, разработки, продажи и маркетинг, финансы и человеческие ресурсы. Во-вторых, представляют огромную ценность, но часто остаются неучтенными нематериальные активы, которые транснациональные компании передают своим филиалам по всему миру, такие как программное обеспечение, брендинг, дизайн и другая интеллектуальная собственность, разработанная в головном офисе. Наконец, торговая статистика не отслеживает растущие трансграничные потоки бесплатных цифровых услуг, включая электронную почту, видеоконференции и социальные сети.

3. Снижение важности фактора дешевой рабочей силы

В настоящее время значимость дешевой рабочей силы во многих цепочках создания стоимости серьезно уменьшилась. Еще в 2005 году основным фактором роста торговли трудоемкой продукцией была диспропорция уровня оплаты труда между странами. К 2017 году произошло ощутимое смещение акцентов в мировой торговле от стран с низкими ставками оплаты труда к странам с более высокими ставками оплаты труда.

Вопреки распространенному мнению, сегодня только 18% торговли товарами основано на низких затратах на рабочую силу (определяется как экспорт из стран, ВВП на душу населения которых составляет не более 1/5 ВВП страны-импортера). Компании принимают решения о том, где базировать производство, исходя из иных факторов, таких как доступ к квалифицированной рабочей силе или природным ресурсам, качество инфраструктуры и т.д. Все более важными факторами становятся скорость вывода товара на рынок и близость к потребителям.

4. Растущее значение НИОКР и инноваций

Практически все глобальные цепочки создания стоимости в мире становятся более наукоемкими. Доля стоимости нематериальных активов, таких как программное обеспечение, дизайн и НИОКР, в общей стоимости физических товаров становится все более значимой. Рост доли нематериальных активов в общем объеме доходов увеличился с 5,4% в 2000 до 13,1% в 2016 году.

Эта тенденция наиболее очевидна в инновационных отраслях: оборудование, электроника, IT-услуги, фармацевтика, машиностроение и др. К примеру, в стоимости смартфонов доля НИОКР, программного обеспечения и розничной наценки может превышать 60%, оставляя лишь менее 40% собственно деталям и сборке изделия. Программное обеспечение автомобиля сейчас составляет более 10% его стоимости, а к 2030 году может уже превышать 30%.

5. Торговля приобретает выраженный региональный характер

Более половины товарооборота в странах Евросоюза и Азиатско-Тихоокеанского бассейна сосредоточено внутри этих регионов. Почему все больше компаний предпочитают вести свою торговую деятельность внутри регионов? Для того чтобы построить более тесные отношения с поставщиками, увеличить скорость вывода новой продукции на рынок и максимально приблизиться к заказчикам и потенциальным клиентам.

Тренд на регионализацию наиболее очевиден в глобальных цепочках создания стоимости инновационных продуктов и решений, учитывая необходимость тесной интеграции многих поставщиков для своевременного соблюдения последовательности операций. Эта тенденция может ускориться и в других цепочках создания стоимости, поскольку автоматизация снижает важность фактора стоимости рабочей силы и повышает важность скорости выхода на рынок при принятии компанией решений о том, где производить товары.

6. Преобразование глобальных цепочек создания стоимости за счет развития технологий

Цифровые платформы объединяют мир: согласно прогнозам, к 2020 году объем международной электронной торговли в формате B2C вырастет до $1 трлн. Основным двигателем глобализации стали цифровые технологии. С 2005 года трансграничный обмен потоками данных вырос в 148 раз.

Это потенциально окажет серьезное влияние на дальнейшее развитие глобальных цепочек создания стоимости вследствие:

- уменьшения транзакционных издержек бизнеса ввиду таких явлений, как интернет вещей, электронная коммерция, блокчейн и др.;

- изменения технологий производства благодаря искусственному интеллекту, автоматизации, 3D-печати и др.;

- внедрения новых товаров, таких как электрический транспорт, возобновляемые источники энергии, цифровые товары и т.д.

С учетом этих тенденций меняются и стратегии развития компаний во всем мире. Крупные игроки понимают, что надо адаптироваться, а лидирующие уже тестируют новые подходы. На примере Adidas Speedfactory можно проследить, как трансформируется рынок. Автоматизированное производство на заводах в Германии и США пришло на замену ручному труду в Индонезии. На этих заводах количество рабочих сократилось более чем на 95%, при этом в 3 раза ускорился темп вывода новой продукции на рынок. В ближайшие несколько лет бренд планирует произвести 1 млн пар спортивной обуви Futurecraft 4D.

Тренды развития мирового торгового оборота не обойдут стороной и Казахстан. Чтобы эффективно встроиться в трансформировавшиеся глобальные торговые потоки, Казахстану стоит обратить внимание на следующее:

1. Укрепление региональных торговых связей и инфраструктуры.

Речь идет об устранении нетарифных торговых барьеров с основными региональными партнерами, такими как Китай, Россия, Узбекистан. Также имеет смысл рассмотреть поддержку инвестиций в инфраструктуру, ориентированную на экспорт, посредством эффективных схем ГЧП (например, складское хранение, дороги).

2. Поиск новых возможностей в региональных цепочках создания стоимости.

Казахстан может выступать в качестве «ворот» на рынок ЕАЭС для продукции с более высокой добавленной стоимостью, а также замещать импорт из других стран в страны ЕАЭС, Китай и Центральную Азию.

3. Ориентация на региональные цепочки создания стоимости в сфере услуг.

Высокий потенциал несет приоритизация конкретных ниш сектора услуг (например, туризм, логистика, и т.д.). Также целесообразно провести индивидуальные маркетинговые кампании на целевых рынках Китая и России, например, и установить конкретные цели по каждому рынку с разработанным планом действий.

4. Цифровизация Казахстана для обеспечения конкурентоспособности на уровне компаний и страны.

Эффективны могут быть меры по стимулированию применения цифровых технологий компаниями для повышения производительности. Также можно рассмотреть и использовать возможности, которые открывает e-commerce (доступ на цифровые площадки для МСБ).

Для транснациональных компаний, действующих на мировых рынках, так же как и для казахстанских компаний, важно переосмыслить свое место в цепочке создания добавленной стоимости и провести анализ возможностей увеличения экономической выгоды за счет положительной динамики роста сектора услуг. Многим международным корпорациям имеет смысл пересмотреть местонахождение своих операционных активов, с тем чтобы ускорить процесс вывода на рынок новых товаров и приближения своих мощностей к заказчикам и потребителям. И, наконец, всем игрокам на рынке полезно будет работать над повышением своей гибкости и приспособляемости к новым условиям, а также строить более тесные отношения с поставщиками.

Дулатбек Икбаев, младший партнер McKinsey & Company

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

ВТО мировая торговля McKinsey

17.09.2019 • 08:35 3539

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Что меняется в мировой торговле
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика