Аян Еренов: Экспортная ориентированность в страны ЦА дает результаты
АВТОР

09.09.2019 • 09:55 1971

Аян Еренов: Экспортная ориентированность в страны ЦА дает результаты

Товарооборот Казахстана со странами Центральной Азии составляет 4,3 млрд долларов

На сегодня товарооборот Казахстана со странами Центральной Азии составляет $4,3 млрд. Из них на казахстанский экспорт приходится больше половины – $2,9 млрд. Председатель правления Внешнеторговой палаты Казахстана Аян Еренов рассказал корреспонденту «Капитал.kz», что с 2019 года товарооборот между Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном вырос в 2 раза и имеет хорошую перспективу на увеличение в ближайшие несколько лет.

– Аян Айдарович, я правильно понимаю, что товарооборот между Казахстаном и странами ЦА развивается в разной степени? Какую страну из данной четверки мы на сегодня уже можем назвать ключевым партнером?

– В целом Казахстан активно развивает сотрудничество с Узбекистаном, который мы действительно можем назвать ключевым партнером. Например, в прошлом году товарооборот между нашими странами составил около $3 млрд. Из них на экспорт пришлось $1,7 млрд, а на импорт узбекской продукции в Казахстан – $1,9 млрд. На втором месте по активности сотрудничества – Кыргызстан, который казахстанские экспортеры считают стратегическим партнером. Здесь цифры по экспорту и импорту немного меньше, но с учетом страновой специфики Внешнеторговая палата прогнозирует хорошую динамику развития торговли между двумя странами. Например, на перспективу есть намерения наладить экспорт автобусов и другого автотранспорта от Hyundai Com Trans Kazakhstan для городского коммунального хозяйства и акимата Бишкека.

На сегодня на рассмотрении вопрос по поставке отечественных строительных материалов и продукции пищевого сектора в Кыргызстан. Кроме того, мы видим, что у соседей есть потенциал наращивать импорт продукции местного производства как в Казахстан, так и евразийские рынки в целом.

– По каким категориям товаров казахстанским экспортерам интересен Таджикистан?

– Сотрудничество с Таджикистаном для них действительно имеет большое значение. Например, в рамках недавно состоявшегося визита премьер-министра Казахстана стала очевидна заинтересованность Таджикистана в нашей продукции машиностроительной и пищевой отраслей, а также строительного сектора.

– Машиностроительной? Вы говорите об автопроме?

– Да, на сегодня казахстанский производитель поставляет автотранспорт для таксопарков Душанбе. И мы видим, что у Казахстана есть большой потенциал стать торговым партнером в Таджикистане в ближайшее время. Могу отметить тенденцию увеличения товарооборота между нашими странами в ближайшие несколько лет. Во всяком случае и Внешнеторговая палата, и казахстанские экспортеры над этим активно работают.

– О сотрудничестве с Туркменистаном пока нечего сказать?

С Туркменистаном отношения у нас пока выстраиваются. Отечественный бизнес интересуется возможностью выхода продукции на рынок страны, но есть некоторые ограничения: по выводу денег, по заключению договоров и по возможности попасть на территорию Туркменистана. Но тем не менее потенциал наши компании видят, и, когда мы проводим торгово-экономические мероприятия, то интерес Туркменистана к ним всегда большой. В прошлом году казахстанские экспортеры поставляли в страну мебель и фармацевтическую продукцию.

По каким вопросам возникают трудности при налаживании торговых отношений? У стран ЦА разные законы, сертификаты соответствия, сертификаты качества и другое.

– Да, отечественные предприниматели неоднократно поднимали вопросы о проблемах во взаимоотношениях с торговыми партнерами стран ЦА. Они все выносятся на уровень межправительственной комиссии наших стран. Например, Узбекистан интересен нам и как страна – потребитель казахстанской муки, и как страна – транзит для ее экспорта в Афганистан. Соответственно, один из ключевых проблемных вопросов, который подняли отечественные мукомолы, – это снижение железнодорожных тарифов для транзитных перевозок через территорию Узбекистана. Этот вопрос недавно поднимался в рамках визита премьер-министра Казахстана в Ташкент. В целом мы нашли понимание со стороны узбекского руководства. Но здесь отмечу, что казахстанский экспорт ищет и альтернативные выходы для экспорта муки в Афганистан. Например, возможность налаживания поставок через Туркменистан.

– Насколько я знаю, отечественные экспортеры набили оскомину с сертификатом происхождения товара – СТ-1, который должен быть у казахстанского производителя. В чем заключается проблема?

– Здесь хочу пояснить, что сертификат происхождения СТ-1 – это документ, определяющий страну – изготовителя перемещаемой через границу продукции. То есть СТ-1 действует для всех стран – участниц СНГ. Знаете, в чем заключается нюанс? При выдаче сертификатов СТ-1 Казахстан руководствуется правилами страны происхождения товаров 2009 года, а Узбекистан – правилами 1993 года. В связи с этим у ряда наших предпринимателей возникают трудности, проще говоря, нетарифный барьер.

Невозможность получения сертификата СТ-1 не дает ряду казахстанских товаров возможности выхода на рынок Узбекистана. Что касается сферы фармацевтики, то приходиться проводить длительные процессы получения сертификатов и разрешения на вход на рынок Узбекистана, и, естественно, это снижает возможность казахстанских товаропроизводителей экспортировать свою продукцию на сопредельные рынки. Эти проблемы не только с Узбекистаном. У нас есть и с другими странами ограничения в режимах экспорта. На уровне межправительственной комиссии наших стран данные проблемы уже поднимались и были доведены до руководителей ведомств, причастных к решению данных проблем.

– То есть пока несоответствие с СТ-1 не решено, о наращивании экспорта отечественных товаров в страну речи быть не может?

– Когда речь идет о товарообороте между двумя странами, нельзя не учитывать проблемные вопросы и форс-мажорные обстоятельства. Но обе стороны – и казахстанские, и узбекские экспортеры – понимают, что нужен общий курс на сближение по сотрудничеству наших стран. Казахстан при этом учитывает, что потенциально для страны есть два крупных рынка – это Россия и Китай, куда мы вместе с Узбекистаном можем поставлять свою продукцию. Для обеих стран это повод для кооперации и поиска компромиссов, как с позиции продвижения казахстанского и узбекского бизнеса, так и в целом для продвижения бизнеса стран ЦА на сопредельные рынки.

– Имеющиеся проблемные вопросы и пока нерешенные межстрановые задачи отражаются на казахстанском бизнесе экспортно ориентированных компаний?

– Да, данные проблемы влияют на развитие экспорта продукции казахстанского бизнеса. Например, высокий тариф в Узбекистане снижает привлекательность казахстанских товаров, в частности, муки. Соответственно, мы становимся менее конкурентоспособными на рынке Афганистана. Понятно, что есть и у Узбекистана свои планы по развитию собственных мукомолен. Поэтому он заинтересован в импорте казахстанского зерна, переработке его на своей территории и последующей продаже в Афганистан, что, соответственно, повышает конкуренцию для нас на рынке данной страны.

– В каких отраслях Внешнеторговая палата видит экспортный несырьевой потенциал?

– В каждом отечественным секторе есть определенные товары, которые будут интересны странам ЦА в качестве экспортируемых. Если говорить о проектах, в которых мы уже увидели результат, то за пример можно взять производство макаронных изделий. В Казахстане есть компании, которые производят макароны, привлекают иностранные инвестиции и уже продают казахстанскую продукцию за рубежом. Это дает им возможность расти и увеличивать объемы производства. Для них становится мало рынка Центральной Азии, и они смотрят на рынки Ближнего Востока и Китая. То есть растет само предприятие, что в конечном итоге сказывается на экономике Казахстана: больше налоговых отчислений, больше социальной ответственности, больше рабочих мест и т.д.

– Насколько мне известно, отечественные экспортеры практикуют и формат встреч с бизнесменами стран ЦА в формате B2B? Это приносит результаты?

Если оценивать эффект от встреч и сотрудничества в формате B2B, то, например, мы можем озвучить достижения компании «Султан Маркетинг» – это результат турецких инвестиций, которые были привлечены в Казахстан. Как итог сотрудничества – запуск завода по производству макаронных изделий. На сегодня данная компания – это один из крупных экспортеров на территории стран ЦА. Отмечу, что «Султан Маркетинг» – очень наглядный пример того, как иностранные инвестиции работают на Казахстане, создавая рабочие места. При этом они выходят на зарубежные рынки как казахстанский товаропроизводитель. Если компании, подобные «Султан Маркетинг», будут увеличивать объемы своих продаж, то они, определенно, со временем будут интересоваться и выходом на рынки Ближнего Востока, Китая и других стран. Каждый действенный шаг компании-экспортера ведет к новой ступени развития.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

экспортеры Аян Еренов

09.09.2019 • 09:55 1971

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Аян Еренов: Экспортная ориентированность в страны ЦА дает результаты
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика