В ближайшие пять лет производительность труда, объемы производства и экспорта в машиностроительной отрасли должны увеличиться от 1,2 до 2 раз. Ожидаемые результаты возможны при двух обязательных условиях: поддержки всех разработанных в рамках «Дорожной карты по развитию машиностроительства» мероприятий и объемов их финансирования.
Разработанная Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан совместно с Союзом машиностроителей Казахстана госпрограмма рассчитана до 2024 года. Результаты второго этапа, заканчивающегося в 2030 году, должны показать рост объемов производства, производительности труда и объемов экспорта в 3,5, 3,3 и 1,5 раза соответственно в сравнении с 2018 годом. В финансовом эквиваленте рост от реализации проектов в рамках Дорожной карты отрасли должен показать объем производства с 1 трлн до 3,5 трлн тенге, и объем экспорта – с 720 млн до 1080 млн долларов в сравнении с прошлым годом.
Меры поддержки в рамках программы включают в себя обеспечение сырьем отечественных предприятий, повышение доли местного содержания в закупах, совершенствование технического регулирования и внедрение механизмов экономического стимулирования.
При этом на сегодня остается актуальным вопрос неэффективности существующей модели финансирования обрабатывающей промышленности через институты развития и банки второго уровня. Например, главный финансовый оператор обрабатывающей промышленности АО «НУХ «Байтерек» из общего объема финансирования в более чем 2 трлн тенге в 2017 году лишь 6,6% направил на проекты в обрабатывающей промышленности.
Этот результат стал поводом включить в Дорожную карту отрасли создание Фонда развития промышленности Казахстана при министерстве индустрии и инфраструктурного развития страны. Такие фонды работают в России, Беларуси, странах ОЭСР. Они предоставляют займы по ставке 1-4% годовых. Здесь стоит отметить, что на проекты лизинга процентная ставка на заем составляет 1%.
Если следовать примеру российского фонда, то он направляет свои средства на финансирование станкостроения, конверсии, производство комплектующих изделий, цифровизации промышленности повышения производительности труда.
Как отмечают инициаторы программы, эффективность деятельности казахстанского фонда будет определена тем, что общая политика поддержки промышленности сконцентрирована в одной организации, имеется четкий мониторинг и анализ эффективности государственной поддержки. Финансировать ФРП предлагается за счет перераспределения неосвоенных средств Республиканского бюджета по итогам квартала, полугодия и года. Поддержка фондом будет работать по двум направлениям: ФРП софинансирует ≥ 50% проекта и субсидирует привлекаемый заем с рынка (в зависимости от специфики проекта).
Дорожная карта по развитию машиностроения включает и налоговые преференции для предприятий, осуществляющих модернизацию существующих мощностей и наращивающих экспорт казахстанской машиностроительной продукции. Отталкиваясь от опыта России, станет целесообразным и применение акцентированных мер поддержки. Например, освобождение от уплаты НДС и продажа сырья отечественным производителям по льготным ценам. Данные меры позволят привлечь в отрасль новых инвесторов, предоставить предприятиям дополнительные средства на модернизацию и пополнение оборотного капитала, а также обеспечить дополнительный рост объемов производства на 80-100 млрд тенге ежегодно.
При этом за бизнесом будет закреплено обязательство увеличить объемы производства, модернизировать его и освоить новые виды продукции. Это, как следствие, будет способствовать созданию рабочих мест, локализации производства и увеличению экспортного потенциала.
Решение проблем базовых производств
Немаловажная роль отведена развитию базовых производств: литье, кузнечное производство, горячая штамповка. В рамках Дорожной карты планируется оказать содействие в запуске базового производства в ключевых для отрасли регионах страны с территориальным расположением Север, Юг, Восток, Запад, Центр на базе действующих предприятий и/или через создание новых производств.
Реализация проектов будет способствовать росту объема производства и производительности труда отечественного машиностроения как минимум в 2 раза, а также увеличению экспорта в 1,2 раза.
На сегодня ежегодная общая потребность машиностроителей в металле составляет 2 млн тонн, из них литья 200 тыс. тонн. Отечественные машиностроители вынуждены закупать металл и заготовки в России и Китае.
Проблема дефицита кадров
В Дорожной карте предусматривается решение вопроса совершенствования системы дуального образования. Разработчики программы предлагают совместное финансирование при прохождении производственной практики: 70% оплачивает государство либо учебное заведение, а 30% - работодатель.
На сегодня наиболее всего востребована у абитуриентов колледжей и средних специальных учебных заведений специальность «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта», доля которой в общем числе поступающих на машиностроительные специальности составляет 44,6%. Кроме того, популярными остаются специальности «Сварочное дело» (22%) и «Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава железных дорог» (9,1%).
Здесь следует отметить, что среди топ-10 престижных профессий в мире 40% так или иначе имеют прямое отношение к машиностроению. Отрасли требуется широкий круг специалистов с высшим и специальным образованием. Начиная с 2019 года начата разработка профессиональных стандартов, которые буду положены в основу формирования системы оценки и подготовки кадров. Средства для этой работы предусмотрены за счет займа Всемирного банка.
Закон «О промышленной политике»
Одним из ключевых предложений по развитию отрасли является принятие Закона «О промышленной политике». По мнению авторов программы, он позволит проводить централизованную и сбалансированную промышленную политику на всей территории страны, систематизирует и упростит процесс и условия оказания господдержки промышленности. Инвесторы получат дополнительные стимулы для реализации проектов в обрабатывающих отраслях промышленности. В свою очередь с принятием данного закона бизнес получит определенную уверенность и сигналы к действию, повысится деловая активность.
Аналогичные законы есть в Италии, Великобритании, США, России все они направлены на защиту и стимулирование внутреннего производителя.