USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
73.23$
+0.190
BTC
94308.60$
-1052.600

Олег Сек: Экономический эффект SmartCity превзошел ожидания

Концепция SmartCity вписалась в жизнь алматинцев незаметно, но максимально быстро

Share
Share
Share
Tweet
Share
Олег Сек: Экономический эффект SmartCity превзошел ожидания- Kapital.kz

Концепция SmartCity вписалась в жизнь алматинцев незаметно, но максимально быстро. Эффект от внедрения современных технологий спустя три года подтверждается цифрами: 90% пациентов поликлиник имеют электронные паспорта здоровья, во всех школах города действует электронная система «Күнделік», по итогам введения системы «Оңай», на сегодня доля безналичных платежей уже составила 98%, полиция на 100% оснащена мобильными принтерами и планшетами, а административные протоколы ведутся в электронном формате. По словам Олега Сека, заместителя председателя правления АО «Центр развития города Алматы», мегаполис не собирается останавливаться на достигнутом, и высокими технологиями будут охвачены все сферы жизни горожан.

– Олег, концепция SmartCity впечатляет своими уже действующими проектами. Даже сразу и не припомнишь, в какой сфере они еще не запущены.

– SmartCity включает максимальное количество сфер. Но мы только наращиваем обороты. Например, до конца года планируется полный переход уголовных дел средней и небольшой тяжести в электронный формат. После запуска проекта «Е-Уголовное дело» сократятся сроки расследования, будут исключены факты укрытия преступлений, утери и внесения в дела изменений. Кстати, скоро оплатить штраф за нарушение ПДД можно будет картой непосредственно на месте нарушения. И скрыться от патрульных нарядов станет намного сложнее. Мобильное приложение «Ориентировка» для планшетов позволит им сразу получать информацию об изменениях оперативной обстановки и обеспечит прямой доступ к базам данных о людях и авто в розыске и к другой важной для их работы информации.

– Мало кто верил, что запуск проектов в рамках «Умный город» не затянется,тем более продемонстрирует такой быстрый эффект. Вы привлекали иностранных специалистов?

– Изначально была задача запустить реализацию программы быстро и качественно. Все проекты в рамках SmartCity разрабатывались системно и взаимосвязаны друг с другом. Если говорить о соавторстве, то концепция разработана «Центром развития города Алматы» совместно с Казахстанско-Британским университетом и международными консультантами компании IDC. При этом все проекты, которые запускает ЦРА, реализуются на конкурсной основе и со 100% казахстанским содержанием. Крупные городские программы реализованы либо казахстанскими компаниями, либо совместными предприятиями, но, однозначно, с участием отечественных поставщиков. Казахстанские разработчики программного обеспечения и IT-специалисты ничем не уступают зарубежным программистам и, поверьте, справляются с поставленными задачами в полном объеме.

– Мы начали разговор с проектов по безопасности города. Когда семь лет назад запустили автоматизированную информационную систему безопасности дорожного движения, была задача максимально дисциплинировать водителей. Но алматинцы считали его слишком дорогим.

– За семь лет работы системы было выписано штрафов более чем на 30 млрд тенге. Несложный подсчет показывает, что система оправдала себя в восемь раз. На сегодня рассматривается вопрос по расширению охвата камерами в Алматы в рамках проекта «Сергек». Видеонаблюдение есть и в общественном транспорте по проекту «Жолак». Мы не стали останавливаться на достигнутом: до конца года запустим систему распознавания лиц в местах массового скопления – это порядка 1000 камер в городе. В департаментах полиции и по чрезвычайным ситуациям созданы ситуационные центры. Кроме того, в прошлом году завершена подготовка инфраструктуры департамента полиции: закуплены видеокамеры, электронные устройства для отпечатков пальцев, работает сервис-ориентированный фронт-офис полиции с единым пропускным пунктом. На центральном уровне разработаныинформационные системы, которые позволят вестиадмпротоколы в электронном формате. Кстати, в текущем году планшетами будут оснащены и участковые инспекторы.

– Проекты по безопасности в рамках SmartCity дошли и до департамента по чрезвычайным ситуациям?

– Я вам больше скажу – мы хотим запустить уникальный для Казахстана проект – автоматизированный мониторинг селевой опасности. На сегодня уже подготовлена проектно-сметная документация. До 2020 года более тридцати селеопасных объектов будут оснащены шестью видами специальных датчиков, которые в режиме 24 часа 7 дней в неделю будут связаны с единой информационной системой. В случае каких-либо изменений параметров на объектах они начнут оперативно оповещать центр наблюдения и передавать показатели. Для сравнения: сегодня мониторинг проводится с привлечением вертолетов, которые с определенной периодичностью облетают селеопасные объекты.

– Если сравнивать затраты на содержание вертолетов и датчиков, то оптимизация расходов становится явной. Какие еще проекты уже показали экономический эффект?

– Например, внедрение карт оплаты ОҢАЙ. До запуска дифференцированного тарифа и безналичных платежей объем пассажиропотока был порядка 600-700 тыс. человек в сутки. Теперь, когда у нас есть безналичный способ оплаты и система стала максимально прозрачной, пассажиропоток составляет от 1 до 1,3 млн человек, а объем легальной выручки перевозчиков увеличился, в среднем, на 60%. За счет прозрачности сферы, после внедрения электронной системы диспетчеризации, акимат города смог максимально эффективно субсидировать автоперевозчиков, что уже позволило обновить автопарк на 80%.До конца года этот показатель будет доведен до 100%.

– Предполагаю, социальный эффект от проектов в рамках SmartCity вы ждете от сферы жилищно-коммунального хозяйства?

– И не сомневайтесь, он обязательно будет. На сегодня уровень приборизации систем теплоснабжения МЖД – 93,4%, а водоснабжения – 91%. Ведется мониторинг и управление насосными станциями теплоснабжения, что сокращает затраты на электро– и теплоэнергию, снижает аварийность на 7% и время реагирования, в среднем, на 30 минут. Алматинцам счетчики учета позволяют экономить оплату за отопление в разы.

В апреле текущего года совместно с управлением жилищной политики мы запустили проект «Доступный сервис для жильцов» (Е-КСК) – almatyksk.kz. Через сервис можно буквально в два-три клика оставить жалобу в жилищную инспекцию, после рассмотрения которой будет в обязательном порядке инициирована проверка в соответствии с законодательством. Таким образом алматинец может инициировать смену председателя КСК, запросить отчеты о деятельности КСК. То есть собственник жилья с помощью этого электронного сервиса может зайти с любого места на земном шаре с доступом в интернет и участвовать в процессах по вопросам благоустройства дома.

– Насколько я знаю, проекты в сфере дошкольного образования, кроме всего прочего, должны минимизировать коррупционную составляющую при устройстве ребенка в детский сад?

– Да, сегодня у нас получить направление в детский сад можно только в электронном формате через систему balabaqsha.open-almaty.kz. Если у жителя нет компьютера или он не умеет им пользоваться, можно прийти во фронт-офис OpenAlmaty, и наши специалисты помогут ему поставить ребенка в очередь или получить направление в детский сад. Никакие воспитатели, директора, руководители районо сегодня не выдают направления. Это теперь все прозрачно. Если сейчас единая очередь, то раньше в каждый детский сад была отдельная. Она двигается намного быстрее, чем очередь в отдельно взятый детский сад. Для школьников разработана и запущена система Kundelik.kz или электронный дневник. Родители видят успеваемость, посещаемость ребенка, школьник – предметы, расписание, домашнее задание. Учителя могут оставить сообщения родителям и ученикам, которые невозможно будет игнорировать. К тому же каждая из 204 школ Алматы оснащена мультимедийными тройками: проектором, ноутбуком и интерактивной доской. Разработан и цифровой образовательный контент по всем школьным дисциплинам. Сегодня ими оснащены школы на 100% за счет республиканского бюджета.

– Какие проекты в рамках концепции SmartCity будут внедрены до конца года?

– В августе начнется прием заявок по проекту «Бюджет участия» на портале OpenAlmaty. С этого года часть бюджета, до 500 млн тенге, каждого района Алматы будет формироваться непосредственно жителями города с помощью их бюджетных заявок. Например, они могут отправить свою идею, ЦРА поможет рассчитать смету и эскизный проект. Далее, эти проекты будут выставлены на голосование и, если наберут большое количество голосов, будут профинансированы в будущем году. Так, в сфере здравоохранения реализуется проект «Аптечный робот»: он будет автоматически выдавать лекарства, обеспечит прозрачность реализации и их учет. В этом году будет запущено много интересных и полезных проектов, которые сделают жизнь алматинцев максимально комфортной.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.