USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.56$
-0.260
BTC
97180.30$
+2931.600

В какие страны Казахстан мог бы поставлять бензин?

Обзор перспективных рынков сбыта подготовили аналитики Argus

Share
Share
Share
Tweet
Share
В какие страны Казахстан мог бы поставлять бензин?- Kapital.kz

Казахстан планирует в ближайшее время приступить к экспорту бензина АИ-92. Торговые компании были готовы начать поставки продукта еще в конце 2018 г., однако отгрузки так и не начались из-за затянувшегося согласования условий экспорта с Кыргызстаном и необходимости изменения казахстанско-российских соглашений. В качестве основных рынков сбыта казахстанского АИ-92 рассматриваются страны Центральной Азии. Кроме того, участники рынка изучают возможность поставок в направлении Европы, пишут аналитики международного ценового агентства Argus.

Суммарный профицит бензина в Казахстане в текущем году может составить 233—600 тыс. т, по оценке трейдеров.

В начале года предполагалось, что заводы в Атырау, Шымкенте и Павлодаре выпустят в 2019 г. в общей сложности 3,88 млн т бензина АИ-92, соответствующего четвертому экологическому классу, тогда как спрос на него составит около 3,84 тыс. т. В январе-марте казахстанские НПЗ произвели 921,8 тыс. т бензина, на 12,6% больше, чем за первые три месяца 2018 г.

Запасы АИ-92 на нефтебазах Казахстана к концу марта снизились до 234,6 тыс. т с 303,4 тыс. т — в начале января. При этом все крупные заводы сообщали о наличии избыточных запасов продукта в своих резервуарах, к началу марта эти объемы составляли примерно 100 тыс. т.

Чтобы избежать затоваривания хранилищ, Атырауский и Чимкентский заводы в I квартале останавливали работу установок каталитического крекинга, что приводило к снижению выпуска светлых нефтепродуктов.

Для улучшения экономики зарубежных поставок АИ-92 из Казахстана необходимо снизить ставку экспортной пошлины, которая сейчас составляет $168,88/т, полагают трейдеры. В качестве одного из вариантов рассматривается введение плавающей ставки по аналогии с нефтяной пошлиной. Вероятно, коэффициент пошлины на экспорт бензина будет составлять 0,9 к нефтяной ставке. В апреле экспортная пошлина на нефть из Казахстана составляет $65/т.

Основные рынки

Железнодорожные поставки топлива в направлении Центральной Азии отличаются невысокими транспортными затратами. Кроме того, на рынки сопредельных стран компании могут отгружать относительно небольшие объемы бензина в рамках спотовых контрактов.

В мае торговая активность в Центральной Азии может снизиться на период Рамадана, который в текущем году продлится с 5 мая по 3 июня. Импортеры предпочитают формировать запасы топлива до наступления Рамадана, после чего закупки снижаются.

Однако с июня поддержку ценам на АИ-92 окажет активизации спроса в странах Центральной Азии на фоне из-за сезонного увеличения автомобильных перевозок.

Одним из наиболее перспективных направлений экспортных поставок казахстанского бензина является рынок сопредельной Киргизии, которая сейчас зависит от импорта российского топлива.

Казахстан и Киргизия с августа прошлого года обсуждают соглашение, которое позволило бы экспортировать казахстанский бензин на киргизский рынок. Торговые компании планировали с начала года отгружать в Киргизию 50—60 тыс. т/месяц АИ-92 без уплаты казахстанской экспортной пошлины. Однако пока странам не удается согласовать детали соглашения, в том числе нерешенным остается вопрос возможного реэкспорта казахстанского топлива из Киргизии.

В прошлом году Кыргызстан увеличил импорт бензина до 500,9 тыс. т с 437,3 тыс. т — в 2017 г. Часть ввозимого топлива, по словам участников рынка, поставлялась автоцистернами в соседний Таджикистан.

Согласно котировкам издания «Argus Рынок Каспия», к началу апреля средний уровень цен на АИ-92 в Киргизии вырос до $470—480/т (cpt Луговая) с $425—460/т — в начале января. Стоимость продукта увеличилась на фоне повышения цен российскими заводами, однако импортеры воздерживались от активных закупок топлива.

При этом в I квартале в Киргизию автоцистернами поставлялось около 10—15 тыс. т/месяц бензина из Казахстана, что сдерживало рост цен на местном рынке. Партии АИ-92 на казахстанско-кыргызской границе в середине марта оценивались в 30—32 сома/л. ($0,42—0,47/л).

Таджикские компании также воздерживались в январе-марте от активных закупок железнодорожных партий российского АИ-92, предпочитая использовать накопленные запасы, а также объемы продукта, поставляемые автоцистернами из Кыргызстана. Таджикистан импортировал в прошлом году 173 тыс. т бензина по сравнению со 176,5 тыс. т — в 2017 г.

Согласно котировкам издания «Argus Рынок Каспия», к началу апреля средний уровень цен на АИ-92 в Таджикистане вырос до $531—585/т (cpt Бекабад) с $521—532/т — в начале января. Пока неизвестно, будут ли поставки казахстанского бензина в Таджикистан облагаться экспортной пошлиной.

Казахстанские экспортеры также рассчитывают на поставки АИ-92 в Узбекистан. Однако узбекские компании импортируют минимальный объем продукта: в январе-феврале в страну было поставлено около 400 т бензина производства Пермского НПЗ. При этом производство бензина на узбекских НПЗ в 2018 г. выросло до 1,15 млн т с 1,13 млн т — годом ранее.

Партии российского бензина АИ-92 с отгрузкой в Узбекистан в начале апреля предлагались по $607—609/т по сравнению с $693—697/т — в начале января (все — cpt Сары-Агач) на фоне низкого спроса.

Наиболее премиальным рынком для казахстанского бензина в Центральной Азии является Афганистан, полагают трейдеры.

Согласно котировкам издания «Argus Рынок Каспия», к началу апреля средний уровень цен на АИ-92 в Афганистане вырос до $755—785/т (fca Акина/Хайратан) с учетом таможенного оформления и оплаты прочих расходов с $710—755/т — в начале января.

Фактические расходы поставщиков, возникающие при отгрузках топлива через северную границу Афганистана, оценивались участниками рынка в I квартале в $150/т.

На афганском рынке казахстанским компаниям придется конкурировать с экспортерами туркменского бензина, а также с поставщиками недорогого продукта из Ирана.

Через северную границу Афганистана поставляется 275—300 тыс. т/год бензина.

Другие направления

Альтернативой поставкам в Центральную Азию для казахстанских экспортеров могут стать железнодорожные отгрузки АИ-92 на Украину, а также в направлении черноморских или балтийских портов.

Эти направления могут быть привлекательными для крупных международных торговых компаний, имеющих опыт работы с Казахстаном. При поставках в направлении Европы экспортеры предпочитают формировать крупные партии продукта, что, как правило, могут обеспечить в основном крупные торговые компании. Вероятно, казахстанский бензин покупатели смогут использовать для блендинга с другими сортами продукта и дальнейших танкерных отгрузок полученного топлива.

Котировки баржевых партий бензина Eurobob oxy, публикуемые в издании Argus European Products, выросли в начале апреля в среднем до $666/т (fob Амстердам — Роттердам — Антверпен, АРА) с $482/т — в начале года.

Летние месяцы обычно характеризуются высоким спросом на бензин, поэтому скорее всего, цены на европейском рынке продолжат расти в ближайшее время. Дополнительную поддержку котировкам топлива могут оказать и арбитражные поставки бензина в США, страны Западной Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока, полагают трейдеры.

Поставка крупных партий, в том числе на условиях долгосрочных контрактов, может отчасти нивелировать более высокие транспортные затраты на этих маршрутах по сравнению с экспортом в Центральную Азию, полагают трейдеры.

При поставках в Черноморский регион экспортеры могут осуществлять перевалку казахстанского бензина в портах Тамань, Азов, Кавказ и Новороссийск. В настоящее время эти терминалы работают в основном с другими видами нефтепродуктов.

При отгрузках в Балтийский регион поставщики могут доставлять казахстанский АИ-92 на терминалы в Усть-Луге, Вентспилсе, Риге, Клайпеде и Таллине. Железнодорожные поставки продукта в порты Балтики могут осложняться необходимостью согласования такого транзита с российской стороной, полагают участники рынка.

При этом РЖД после образования Евразийского экономического союза установила для казахстанских компаний, поставляющих нефтепродукты в российские порты, более низкие экспортные тарифы вместо транзитных. Фактически казахстанские компании при отгрузках топлива в порты России начали оплачивать перевозку по тем же экспортным тарифам, что и российские компании. Это позволило увеличить привлекательность российского направления и привело к росту в последние годы поставок казахстанского мазута и вакуумного газойля через российские порты.

Интерес для казахстанских экспортеров АИ-92 может представлять и рынок Украины. Однако технический регламент, действующий в этой стране, предусматривает, что на украинском рынке возможна реализация моторного топлива не ниже пятого экологического класса, производство которого в Казахстане в настоящее время ограничено.

Украина в прошлом году сократила импорт бензина АИ-92 на 102,5 тыс. т относительно 2017 г., до 430,2 тыс. т. Это объяснялось продолжающимся переходом владельцев автомобилей с бензиновыми двигателями на использование сжиженного газа в качестве моторного топлива. В основном на рынок Украины поставлялся продукт белорусских НПЗ, а также АИ-92 производства местных заводов.

В текущем году в Украине сохранится тенденция на снижение потребления бензина АИ-92, который на местном рынке будет замещаться импортными объемами АИ-95, полагают трейдеры.

Котировки белорусского АИ-92, публикуемые в издании «Argus Моторное топливо Украины», выросли в начале апреля в среднем до $653,50/т (daf граница Белоруссии/Украины) с $468,60/т — в начале года.

Экспорт бензина из Казахстана — одна из основных тем конференции «Argus Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии 2019», которая пройдет 27-28 июня в Алматы. Эксперты Argus вместе с ключевые игроками рынков нефти и нефтепродуктов Казахстана и других стран СНГ поделятся своим видением о перспективах экспорта продукта, а также проблемах транспортировки и ценообразования.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.