Когда мы говорим о казахстанском экспорте, то на первый взгляд трудностей у производителей возникать не должно, но практика показывает, что не все так гладко, отмечает эксперт международной юридической компании GRATA Камила Уразалина. Предприниматели жалуются на бумажную волокиту, высокие пошлины для третьих лиц и не только. Экспортная политика страны в целом нуждается в пересмотре, считает президент Союза экспортеров Казахстана Николай Радостовец, и бизнес готов предложить пути решения существующих проблем, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Камила Уразалина, старший юрист, департамент налогового и таможенного права компании GRATA International:
Трудности у экспортеров возникают именно в ЕАЭС
- Если говорить о проблемах для экспортно ориентированных отраслей Казахстана, то наши производители сталкиваются со сложностями экспорта именно в рамках Евразийского экономического союза. Притом что сам союз преследует цели создания условий для формирования единого рынка движения товаров, услуг и капитала.
Основными проблемами предприниматели, экспортирующие сельскохозяйственную продукцию и продукты питания, называют: бюрократию при получении разрешительных документов на местах и отсутствие достаточного количества аккредитованных лабораторий в регионах; несогласованность действий государственных органов стран ЕАЭС при реализации надзорных и контрольных функций в связи с перемещением товаров; вопросы транспорта и логистики.
Процесс сбора всех документов является цикличным
- В ЕАЭС введены единые ветеринарно-санитарные требования для перечня продукции, подлежащей ветеринарному контролю. При экспорте товара из указанного перечня, который, как правило, имеет отношение к сельскохозяйственной продукции, необходимо провести лабораторные исследования и ветеринарно-санитарную экспертизу. С учетом удаленности аккредитованных лабораторий от регионов у производителей уходит в среднем от 5 до 10 дней на получение всего пакета документов для экспорта сельскохозяйственной продукции (включая сертификаты о происхождении продукции и счета-фактуры с отметкой государственного органа).
При этом сам процесс сбора всего пакета документов является цикличным, то есть получение каждого последующего документа зависит от наличия предыдущего, что, в свою очередь, не дает возможности сократить общие сроки для экспортеров. Для отрасли, которая экспортирует скоропортящуюся продукцию, такие сроки абсолютно неприемлемы.
Несмотря на то что общие усилия государственных органов аккредитации направлены на создание дополнительных лабораторий, общую проблему по оптимизации сроков это не решает. Здесь, возможно, помогла бы единая информационная система, которая бы позволяла производителю единожды заполнить заявку с приложением первичных документов и уже через 2-3 дня получить в электронном виде все необходимые документы: начиная с протокола испытаний и заканчивая получением счета-фактуры с электронной регистрацией в органах госдоходов.
Высокие импортные пошлины для третьих стран
- Если говорить о других трудностях, связанных с развитием экспортной отрасли для наших производителей при экспорте товаров в третьи страны, то это наличие высоких импортных пошлин и количественных квот, когда государства пытаются защитить своих производителей от поставок более дешевой продукции на свой рынок.
Либо наличие беспошлинного ввоза сырьевых товаров для своих компаний, как это установлено в Узбекистане, дополнительное субсидирование железнодорожных тарифов государством, по примеру России, что приводит к отсутствию возможности конкурировать казахстанскому товару на рынках этих стран.
Здесь нужна активная позиция государства по защите своих производителей. Есть такой красивый термин – «управляемая децентрализация», когда разные заинтересованные субъекты отрасли при качественной поддержке государства решают возникающие проблемы и вопросы бизнеса быстро и на постоянной основе.
Нам необходимо создать такую структуру, которая будет реагировать моментально на все проблемы, когда посыл по защите интересов бизнеса будет идти от лица государства не только для галочки и отчетности, но и будет идти эффективная, а главное, своевременная работа. При наличии такой структуры, подотчетной общественному контролю, мы сможем помочь развить экспортную отрасль нашей страны и привести ее к значительному экономическому росту.
Николай Радостовец, президент РОЮЛ «Союз товаропроизводителей и экспортеров Казахстана»:
Россия до сих пор не определила квоты на перевозку грузов из Казахстана
- Несколько раз мы выносили на межправительственный совет, чтобы Россия выделила Казахстану квоты на перевозку угля и других грузов. Это очень важно. Поскольку мы не можем заключить контракты, или, если они не выполняются, то мы несем штрафные санкции. Эти квоты Россия до сих пор не определила. Хотя есть межправительственное решение.
Вторая проблема - пропускная способность терминалов, которые стоят на морских портах в России. Это одна из самых проблемных ситуаций с казахстанским экспортом. Потому что у нас очень большие затраты по перевозке грузов до морских портов, откуда доставляются товары нашим покупателям. В России нам не дают строить терминалы, поскольку у них есть законодательство о безопасности, прибрежная зона не подлежит к использованию для строительства портов. Поэтому нужно расширить пропускную способность действующих портов или получить квоты.
Очень плохо работают пограничные пункты на границе России и Казахстана, где иногда скапливаются по 50-100 машин. Нужно сделать проход максимально легким для большегрузного транспорта.
Роль нацкомпаний преувеличена
- У нас нет централизованного закона, который бы поощрял экспорт. Нужно прежде всего создавать стимулы для создания более высоких переделов в стране. Например, мы считаем, что нужно определить законом роялти – тот налог, который используется недропользователями во всех странах. Когда можно платить не с добытой руды, а с произведенной продукции.
Я считаю, что при президенте должен быть создан совет экспортеров на самом высоком уровне, который каждый месяц заслушивал бы одну отрасль и принимал решение по продвижению продукции за пределы страны. В этот совет должны войти не только чиновники, а прежде всего экспортеры, представители Всемирного Банка.
Очень большие средства выделяются национальным компаниям на продвижение экспорта. Их роль преувеличена, и их работа пока не является эффективной. Должна быть изменена направленность экспортной поддержки. Ее нужно осуществлять без посредников. Эта практика дала бы более весомый результат. У нас сейчас очень высокая доля квазигосударственного сектора. Многие проекты оказываются неэффективными, их финансирование осуществляется по затратному методу, а топ-менеджеры каждый год меняются, поэтому спросить не с кого.
Мы видим, что экспорт и импорт регулируются запретами. Это не рыночные методы. Экспортная политика должна быть прежде всего выстроена с учетом требований ВТО и развития конкуренции.
Напомним, в конце апреля во время обсуждения законопроекта о временном соглашении зоны свободной торговли между Ираном и странами ЕАЭС председатель сената Дарига Назарбаева подняла проблему казахстанских экспортеров и попросила не тормозить их работу.