Владимир Фесенко, партнер EY по оказанию услуг частным клиентам
Деятельность компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, всегда находилась под вниманием налоговых органов по всему миру. Сегодня все больше государств стремится внести правки в налоговое законодательство для более эффективного урегулирования налоговых аспектов, связанных с прибылью таких компаний.
В Казахстане требования по обложению прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) действуют с 1995 года. Однако до недавнего времени налоговое законодательство в области КИК было достаточно кратким и состояло из одной статьи. Так, до 2018 года налоговые органы обязывали декларировать прибыль иностранных компаний, в случае если у налогового резидента имелось 10 и более процентов долей участия в такой компании.
Однако, следуя мировой практике, в 2018 году правительство Казахстана внесло в налоговое законодательство существенные изменения в части регулирования налоговых обязательств, возникающих в связи с получением прибыли КИК. Данные требования распространяются на налоговых резидентов РК, включая физических лиц.
Одним из важных изменений стало то, что под КИК законодательство подразумевает не только юридические лица, зарегистрированные в иностранных государствах, но и иные формы организаций, куда попадают зарубежные фонды и трасты.
Далее, согласно новому Налоговому кодексу, под КИК признаются компании и иные организации, которые зарегистрированы в офшорных юрисдикциях и/или если эффективная ставка налога на прибыль за отчетный период и за два предыдущих года составляет менее 10%.
При этом Налоговый кодекс дает детальное определение стран с льготным налогообложением. Так, государство с льготным налогообложением – это государство, в котором ставка налога на прибыль меньше 10% либо в таком государстве имеются законы о конфиденциальности финансовой информации или законы, позволяющие сохранять тайну о фактических владельцах юридического лица.
Новые требования налогового законодательства также диктуют определения контроля и владения КИК, выделяя 3 основных вида: прямой, косвенный и конструктивный контроль/владение КИК. При этом в Налоговом кодексе есть положение о том, что понятие «контроль» определяется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности или иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности, принимаемыми фондовыми биржами для допуска ценных бумаг.
Данное положение дает возможность налоговым органам Казахстана смотреть на природу взаимоотношений между физическим лицом и КИК, то есть не только прямое владение долями участия КИК приводит к налоговым обязательствам, но и управление КИК физическим лицом-резидентом, к примеру, на основании доверенности, может также привести к соответствующим налоговым последствиям.
Соответствующий коэффициент владения или контроля финансовой прибыли КИК включается в годовой доход физического лица-резидента и облагается индивидуальным подоходным налогом по ставке 10%. При этом существуют положения, позволяющие освободить часть финансовой прибыли при выполнении определенных условий (например, если финансовая прибыль КИК облагалась по эффективной ставке больше 10%).
Владение долями участия КИК или осуществления контроля таких компаний также приводит к дополнительной отчетности, которую необходимо предоставлять в налоговые органы. Например, наряду с персональной декларацией, где будет отражена финансовая прибыль компании, а также налогом, подлежащим уплате, физическое лицо-резидент должно представить нотариальную копию консолидированной финансовой отчетности КИК, переведенную на русский или казахский языки. Также физическое лицо-резидент должно представить аудиторский отчет к такой финансовой отчетности. Более того, согласно текущему законодательству, физическое лицо-резидент должно заявлять об участии/контроле в КИК в налоговые органы не позднее 60 рабочих дней с даты возникновения такого участия/контроля. К тому же физическое лицо-резидент обязано заявить в налоговые органы в случае каких-либо изменений размера принадлежащих долей участия/контроля в КИК или в случае прекращения участия/контроля в КИК также в течение 60 рабочих дней с момента наступления одного из событий. Далее такое заявление должно предоставляться на ежегодной основе в сроки, установленные законодательством.
Стоит отметить, что Казахстан подписал конвенцию об автоматическом обмене налоговой информацией, что будет давать возможность налоговым органам достаточно легко выявлять физических лиц, имеющих долю участия или осуществляющих контроль в КИК. При этом нарушение налогового законодательства предусматривает достаточно высокие штрафы. К примеру, сокрытие информации ведет к штрафу в размере до 300% от суммы налогов, посчитанных со скрытого имущества.
При этом хотели бы отметить, что в данный момент рассматривается законопроект об изменении в правилах КИК, который частично или полностью может вступить в силу ретроспективно, а именно с 1 января 2018 года. Однако, учитывая, что законопроект до сих пор не принят, физическим лицам-резидентам, имеющим долю участия в КИК, необходимо обратить внимание на требования текущего налогового законодательства и предпринять необходимые действия для его соблюдения до 31 марта.