В Казахстане планируют модернизировать и технически оснастить девять автомобильных и один железнодорожный пункт пропуска. На эти цели экспортно-импортный банк Китая предоставит республике льготный кредит. Законопроект о ратификации этого соглашения рассмотрели на пленарном заседании в мажилисе, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Первый заместитель премьер-министра - министр финансов Алихан Смаилов напомнил, что соглашение подписано главами Казахстана и КНР еще в июне 2018 года.
«В рамках соглашения экспортно-импортный банк Китая предоставит льготный кредит на сумму не более 2,062 млрд китайских юаней правительству Казахстана для модернизации и технического дооснащения казахстанских пунктов пропуска, расположенных на казахстанском участке таможенной границы Евразийского экономического союза, то есть на границе с Китаем и Узбекистаном», - рассказал Алихан Смаилов.
В расчете на национальную валюту Казахстан займет около 100 млрд тенге у Китая сроком на 20 лет под 2%.
«Необходимо развитие таможенной инфраструктуры пунктов пропуска на казахстанском участке внешней границы ЕАЭС. Имеющаяся инфраструктура не позволяет осуществлять равномерный и ускоренный пропуск возрастающего потока. Примером является сложившаяся ситуация на казахстанско-узбекской границе. Перед пунктами пропуска со стороны Казахстана наблюдается ежедневное скопление от 70 до 300 автотранспортных средств, перевозчики простаивают в очередях до трех суток», - пояснил министр.
Реализацию проекта планируют начать в конце 2019 года и завершить в 2022 году. «При этом 70% от суммы займа пойдет на закупку китайского оборудования для технического оснащения пунктов пропуска», - уточнил Алихан Смаилов.
Поставлять оборудование будет китайская компания Nuctech. «Эта всемирно известная китайская компания поставляет свое оборудование в 122 страны. Качество их оборудования в таможенной сфере не уступает американским и европейским аналогам, а по цене дешевле. Этим объясняется наш выбор», - заверил министр.
Боле того, расходы по установке и техническому сопровождению оборудования берет на себя китайская сторона.
«В отличие от других финорганизаций, которые предоставляют кредит от 3 до 4% годовых в расчете на доллары, здесь нам предоставляют 20-летний льготный заем под 2% в юанях. Юань также имеет тенденцию к ослаблению, поэтому нагрузка на бюджет будет заметно ниже, чем если бы мы взяли кредит в долларах. Если бы мы финансировали это из республиканского бюджета, такого рода проекты окажут большое давление на бюджет, поскольку требуют большое количество средств одномоментно выделить. В случае получения льготного кредита наши расходы будут низкими и на 20 лет будут распределены», - сообщил Алихан Смаилов.
В кулуарах мажилиса глава Минфина заверил журналистов, что в настоящее время никакого госдолга у Казахстан перед Китаем не имеется. «Есть гарантированный долг порядка 1,2 млрд долларов, это связано с привлеченными ранее под госгарантию кредитами на реализацию автодорожных проектов. Они выплачиваются», - пояснил Алихан Смаилов.