Казахстану необходимо брать пример с Китая и учиться у него интеграции. Об этом рассказал экономист, управляющий директор ТОО «Visor Holding» Алмас Чукин, выступая с докладом «Эффект домино: Китай. Азия. Казахстан», на CFO Summit 2019, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Отметим, что группа Centras каждый год собирает экспертов для обсуждения актуальных для Казахстана вопросов в области геополитики, экономики и мировых тенденций развития.
Алмас Чукин пояснил, что под эффектом экономического домино чаще всего подразумевают связь определенных факторов, например, растет цена на нефть и повышается инфляция. Он считает, что поводов для синофобии нет, так как Китай – не угроза для Казахстана, а для нас большей угрозой будет «заняться страусиной политикой, спрятать голову в песок и пытаться думать, что события в Китае нас обойдут стороной».
Устоявшееся в народе представление, что Китай – это страна с дешевой рабочей силой и низкое качество того, что мы видели на барахолке, на самом деле уже отошло в прошлое.
«То, что сделал Дэн Сяопин, это, наверно, самый лучший учебник капитализма, хотя страна является коммунистической. После того как Китай перешел на рыночную экономику, за 40 лет в 31 раз выросла экономика Китая, 800 млн человек были подняты из бедности. Китай, страна, которая ездила на велосипедах, сегодня крупнейший автомобильный рынок в мире и продолжает таким оставаться», - сказал Алмас Чукин.
На примере инфраструктуры China Telecom, объемов внешних прямых инвестиций Китая в экономику Казахстана, программы Belt and Road Initiative экономист продемонстрировал доказательства того, что у соседа нужно учиться интеграции.
Согласно его данным, результатами транспортной инициативы можно считать такие ключевые достижения КНР за последние 5 лет, как:
- более 10 тыс. товарных поездов, соединяющих 48 городов Китая и 42 города Европы;
- морские пути, соединяющие более 600 портов более чем в 200 странах;
- прямые авиарейсы с 45 странами и 5100 рейсов в неделю;
- 16 соглашений о свободной торговле с 24 странами и регионами, большинство из которых входит в BRI.
У Казахстана, по его мнению, также есть возможности развития транспортной инфраструктуры.
Свое выступление Алмас Чукин резюмировал предупреждением о том, что только от нас зависит, будет ли Казахстан открываться и развивать инфраструктуру вместе с Китаем или из-за боязни экспансии останется у обочины развития.