Нацбанк опубликовал результаты своего очередного прогнозного раунда, посвященного изменениям в платежном балансе. Раунды проводятся с периодичностью в три месяца, и на сей раз он происходил в условиях явного снижения цен на нефть в ноябре.
Пересмотр прогнозов оказался не очень значительным, поскольку все происходящее пока укладывается в базовый сценарий регулятора. Нацбанк прогнозирует цену на нефть марки Brent в $60 за баррель, начиная с декабря 2018 года (средняя цена в 2018 году составит $71,8, в 2019-м — $60). Это сложно считать серьезным изменением взгляда на ситуацию, так как и ранее базовые сценарии формировались, исходя из цены в $60 за баррель. Нацбанк крайне консервативен в прогнозировании и не так давно, лишь в апреле этого года, повысил прогнозную цену нефти до $60 с предыдущего значения в $50 за баррель. Очень сильная внешняя конъюнктура тогда ощущалось уже полгода, начиная с четвертого квартала 2017-го, который стал лучшим за предыдущие три года и принес положительное торговое сальдо в размере$5,5 млрд. К тому времени прогнозы относительно цены на нефть повысили практически все международные финансовые институты. В момент пересмотра среднегодовые консенсус-оценки были несколько выше $60 за баррель. Еще более явно расхождение с международными институтами проявилось при формулировании базового сценария в обзоре инфляции за второй квартал этого года. Консервативная оценка в $60 была оставлена, хотя большинство прогнозов тогда уже перевалило за $70.
В ходе своего последнего прогнозного раунда Нацбанк определял, каким будет влияние возвращения цен на нефть к уровню $60 на ноябрьские и декабрьские показатели этого года, а также на то, как будет складываться платежный баланс в 2019 году.
Прогноз темпов экономического роста Казахстана, согласно оценкам Нацбанка в среднесрочной перспективе «несколько лучше предыдущих ожиданий» (в обзоре инфляции за второй квартал прогнозировался экономический рост в 3,5% в этом году и 2,6% в 2019-м, после пересмотра экономический рост ожидается на уровне в 2,7% в 2019 и первой половине 2020 года). При этом показатели внешнего спроса были оценены несколько более сдержанно из-за вероятного замедления темпов роста экономик еврозоны и Китая. Прогнозы физических объемов добычи нефти так же немного снижены, но, очевидно, не в силу ценового влияния. В 2018 году ожидаемый уровень добычи нефти составит 90 млн тонн и 91 млн тонн в 2019 году (в рамках предыдущих оценок озвучивались цифры — 91 млн в 2018 и 93 млн тонн в 2019 годах). Пересмотр прогнозов связан с выходом фактических данных за 10 месяцев 2018 года и ожидаемым ремонтом на месторождении Кашаган весной 2019 года. Этот год будет закончен с сильными показателями текущего счета: дефицит оставит 1,2% против прогнозируемых 2,3% даже при ценах на нефть в $60 за баррель в ноябре и декабре. Дефицит текущего счета по итогам 2015 года был 2.8%, в 2016 году вырос до 6,5%, в 2017-м — 3,3%. Прогнозируемое Нацбанком позитивное торговое сальдо по итогам 2018 года оценивается в $26 млрд (в обзоре инфляции за второй квартал эта цифра прогнозировалась в размере $24 млрд).
Потребительского бума больше нет в прогнозах
При этом одни из самых интересных выкладок в свежей переоценке прогнозов связаны с несколько меньшими темпами роста импорта. Небольшая коррекция произойдет уже в этом году — рост на 7,8% против планировавшихся 8%. Значительно более серьезный пересмотр пришелся, однако, на следующий год — 3,3% против 10%. Комментируя пересмотр своих подходов к росту импорта, регулятор отмечает, что его снижение по сравнению с предыдущими прогнозами обусловлено изменением предположений, связанных именно с потребительским импортом, поскольку промежуточный и инвестиционный импорт продолжат рост вследствие восстановления доходов бизнеса, реализации государственных программ, а также осуществления инвестиционных проектов преимущественно в нефтегазовом секторе.
В предыдущих прогнозах отмечалось, что промежуточный и инвестиционный импорт в Казахстане гораздо менее остро реагируют на изменения уровня нефтяных цен и курса тенге. Что касается остальной части импорта, предполагается некоторое замедление темпов роста выдачи новых потребительских кредитов. Тем не менее высокий уровень потребительского импорта будет поддерживаться за счет увеличения реальных доходов населения, что предполагает сохранение низкой инфляции. По итогам 10 месяцев года кредитование на потребительские цены составило свыше 2,8 трлн тенге с ростом на 38% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, и Нацбанк, очевидно, считает, что такой же или даже чуть больший бум потребительского кредитования невозможен в будущем году в условиях ужесточающейся внешней конъюнктуры. Неизвестно, закладывается ли в эти оценки также и возможность ослабления курса тенге, в наибольшей степени, влияющая на объемы потребительского импорта.
Что касается экспорта, то в 2019 году ожидается его снижение на 8,8% (предыдущий прогноз — 1,1%) — до $55,1 млрд в связи с предполагаемым замедлением роста объемов добычи нефти и сценарным снижением цен. Приточном осуществлении прогнозов положительное сальдо торгового баланса составит, несмотря на закладываемое снижение цен на нефть, $20,7 млрд. В августе торговое сальдо 2019 года планировалось на уровне $19,4 млрд.
Нефть в 60 долларов не ускорит инфляцию
Несмотря на то, что 2018 год становится лучшим за несколько последних лет с точки зрения ситуации с платежным балансом, благодаря высоким ценам на нефть и переходу к политике инфляционного таргетирования, по его итогам планируется дефицит в размере 1,2%. В предыдущих комментариях Нацбанка это связывалось с ростом инвестиционного импорта, главным образом в результате продолжающегося осуществления проектов в нефтегазовой сфере и репатриации прибылей иностранными инвесторами. Нацбанк по этому поводу отмечал, что основным сдерживающим фактором к сокращению дефицита текущего счета по-прежнему являются доходы иностранных прямых инвесторов, которые в связи с ростом экспортных поступлений увеличились на 32,8% - до $11,2 млрд по итогам первого полугодия 2018 года. Более половины этих доходов было направлено на финансирование дочерних казахстанских предприятий. Что касается влияния более низких цен на нефть на инфляцию, то Нацбанк выделяет лишь реализацию сценария в $40 за баррель, при котором существует значительный риск выхода годовой инфляции за верхнюю границу целевого коридора в 2019—2020 годах, что потребует корректировки денежно-кредитных условий.
При уровне, близком к $60, «инфляция в 2019 году начнет плавное вхождение в новый целевой коридор 4−6%, находясь около его верхней границы». По сравнению с предыдущим прогнозным раундом «август-сентябрь 2018 года» ее траектория была скорректирована в сторону незначительного понижения, что связано с ожидаемым снижением цен на услуги монополистов в 2019 году. В первом полугодии 2020 года годовая инфляция продолжит постепенное замедление. Среди основных факторов, которые будут определять ее динамику, следует выделить будущее подкрепление реальных денежных доходов в результате увеличения минимальных заработных плат, снижение налоговой нагрузки для низкооплачиваемых категорий работников, сохранение небольшого роста потребительского кредитования и ухудшение внешнего инфляционного фона, связанного с пересмотром прогнозов по инфляции в России в сторону повышения (российский центральный банк исходит из базового сценария с ценой нефти в $55 за баррель в 2019 году). Как самостоятельный фактор впервые выделяется также замораживание или даже снижение части коммунальных тарифов в 2019 году.