USD
449.30₸
+0.720
EUR
489.69₸
+1.140
RUB
4.89₸
+0.010
BRENT
86.71$
-0.030
BTC
64646.50$
-2901.400

Какая стратегия вшита в трехлетний бюджет Казахстана?

Разворот от нефтяной ренты к доходам граждан

Share
Share
Share
Tweet
Share
Какая стратегия вшита в трехлетний бюджет Казахстана?- Kapital.kz

В Казахстане утвержден трехлетний бюджет. Глава государства 30 ноября подписал Закон «О республиканском бюджете на 2019−2021 годы». Также Нурсултаном Назарбаевым подписан Закон «О гарантированном трансферте из Нацфонда РК на 2019−2021 годы», которым установлены размеры гарантированного трансферта в бюджет Казахстана.

Ранее сообщалось о том, что мажилис согласился с поправками сенаторов и принял трехлетний бюджет Казахстана на 2019−2021 годы с новыми ценами на нефть и курс доллара. Члены верхней палаты внесли в главный финансовый документ страны 89 поправок, касающихся изменений доходной части бюджета, в связи с уточнением показателей на 2019−2023 годы и регулированием бюджета Туркестанской области и Шымкента.

Непредсказуемость в мире

В проекте бюджета заложена стоимость доллара по 370 тенге. Кроме того, был пересмотрен прогноз по стоимости нефти с 60 до 55 долларов за баррель.

Не являются ли заложенные параметры слишком оптимистичными, почему было так много поправок в бюджет и оправданно ли принятие не годичного, а трехлетнего бюджета? Об этом «Капитал.kz» поговорил с экспертами.

Глава партии КНПК, мажилисмен Айкын Конуров заметил, что особенностью разработки проекта республиканского бюджета на 2019−21 годы является рост непредсказуемости на глобальных рынках, что отражается на ключевых макроэкономических показателях Казахстана.

В таких условиях важно исходить из сбалансированных реалистичных оценок. Прогноз социально-экономического развития предусматривает увеличение темпов роста экономики при сохранении уровня инфляции в 2019 году и ее последующем снижении. Причем данное соотношение прогнозируется правительством при всех сценариях, включая пессимистичный. В мажилисе отмечали, что здесь заключена серьезная уязвимость, подчеркнул г-н Конуров.

Ставка на АПК

В основу прогноза роста ВВП заложен ряд факторов. Так, предполагается, что объемы производства в сельском хозяйстве практически удвоятся в следующем году, а далее будут подниматься еще более быстрыми темпами, вплоть до 8% в 2020 году.

Отрасль, по расчетам правительства, станет наиболее динамичной в экономике Казахстана в предстоящий пятилетний период. Эти ожидания основаны на измененной программе развития АПК.

«Безусловно, данная программа и связанные с ней инвестиции должны позитивно отразиться на развитии отрасли. Однако, учитывая структуру сельского хозяйства Казахстана, на практике его объемы определяются размером собранного урожая зерновых и уровня мировых цен на них, а из практики мы знаем, что даже массированные инвестиции в другие секторы не приносят быстрой отдачи. Поэтому заложенные темпы роста сельскохозяйственной отрасли представляются оптимистичными», — считает г-н Конуров.

По его мнению, завышенными являются и прогнозы по росту обрабатывающей промышленности, учитывая завершение программы индустриально-инновационного развития и ее недостаточную эффективность в создании конкурентоспособных производств.

Нефть определит все

Таким образом, повышение показателей роста ВВП возможно лишь при росте добычи нефти при сценарии сохранения или увеличения ее цены и при ослаблении курса национальной валюты. «Эти условия обеспечат номинальное увеличение экспорта в тенговом исчислении», — подчеркнул депутат.

Однако при подобном сценарии обесценивание тенге неминуемо отразится на росте потребительских цен. «Поэтому прогноз по инфляции с сохранением коридора 4−6% в 2019 году и последующим снижением до 3−4% представляется нереалистичным», — считает политик.

Кроме того, по его словам, прогноз не учитывает, что важнейшим фактором, определяющим сценарии развития экономики, теперь является не только цена нефти, но и геополитические риски.

Сохранится девальвационное давление?

В августе-сентябре текущего года эти риски уже реализовались в виде резкого снижения курса тенге. Поскольку экономическое противостояние в мире будет нарастать, так же как отток капиталов с развивающихся рынков, следует ожидать дальнейшего девальвационного давления, заметил депутат парламента.

«Это означает неизбежное повышение значений инфляции. В результате усиливаются риски того, что увеличение социальных расходов может быть сведено к нулю. Обращает на себя внимание крайне несбалансированная динамика расходов и доходов бюджета в трехлетнем периоде. Так, если в 2019 году доходы вырастут почти на 15%, то в 2020 и 2021 годах их темпы упадут почти вдвое», — сказал г-н Конуров.

Самые ожидаемые значения

Финансовый аналитик FXPrimus Арман Бейсембаев заметил, что заложенные в бюджет цифры по курсу доллара к тенге и стоимости нефти вполне адекватны.

В то же время эти цифры не являются чем-то вроде аксиомы, это лишь средняя цена, рассчитанная из возможной средней волатильности. «Это значит, что курс может в моменте оказаться ниже 350 или выше 400, а нефть — выше 60 или ниже 40, когда по итогу можно будет получить те самые ожидаемые значения», — сказал аналитик.

С другой стороны, по его словам, исходя из этих цифр, можно однозначно утверждать, что никакого существенного улучшения в мировой экономике правительство не ожидает, сильного роста цен не предвидится, а значит — и тренд на укрепление тенге маловероятен.

Сырье не спасет

«Для Казахстана это означает, что правительство в целом осознало, что сырьевой сектор больше не будет драйвером роста и развития экономики, то есть необходимо искать другие источники пополнения бюджета и обеспечения макроэкономической стабильности», — считает г-н Бейсембаев.

Он заметил, что была сделана ставка на «человеческий капитал» и его развитие, а также на частный сектор экономики, где происходят достаточно большие изменения: реформируются принципы отбора и выращивания кадров на госслужбе, поставлена цель модернизировать судебную и правоохранительную системы.

Основным источником доходов станут граждане

Эксперт заметил, что предприняты попытки взять «на карандаш» самозанятых с целью налогообложения, реформируются налоговая система и ставки начисления НДС, изменяются принципы взаимоотношения с предпринимателями. «Все говорит о том, что основным источником доходов бюджета страны отныне станут сами граждане, а не нефтяная рента, как было до сих пор», — подчеркнул аналитик.

Айкын Конуров считает, что отмечаются разрывы при формировании расходной части бюджета. В 2019 году она увеличится на 11%, в 2020 году — всего на 3,6%, в 2021 году — на 3,1%. «Подобная динамика не соответствует ни прогнозу социально-экономического развития, ни принципам устойчивого бюджетного планирования», — полагает политик.

По его словам, при оценке доходов республиканского бюджета отмечается, что в 2019 году основное увеличение будет достигнуто не за счет улучшения макроэкономических показателей, то есть объемов производства и цен на продукцию горнодобывающей отрасли, а за счет такого фактора, как модернизация экономики страны. «Однако непонятно, с чем связан данный фактор, и в чем конкретно его действие заключается», — заметил депутат.

Планирование расходной части бюджета, по его мнению, должно быть нацелено на решение двух принципиальных задач. Во-первых, диверсификация экономики и повышение научно-производственного потенциала. Во-вторых, повышение социальных стандартов.

Науку опять забыли

По мнению депутата, по первой задаче, учитывая технологическую модернизацию, логично было бы ожидать ежегодно нарастающего увеличения инвестиций в эту сферу. Однако по программе «Развитие науки» в 2020 году идет рост лишь на 1,6%, то есть ниже инфляции, в 2021 году — уменьшение еще на 0,3%.

Также в 2020—2021 годах уменьшаются расходы на базовое финансирование субъектов научной и научно-технической деятельности и обеспечения доступа к научно-историческим ценностям, научно-технической и научно-педагогической информации, заметил политик.

По его словам, по программе"Стимулирование продуктивных инноваций" в 2020 году предусмотрен рост всего на 1,2%. По программе «Обеспечение инновационного развития» выделяется 629 млн тенге ежегодно, при этом на стимулирование инновационной активности идет лишь 37 млн, а остальное — на услуги институтов национальной инновационной системы.

Тактика и стратегия

Арман Бейсембаев заметил, что принятие годичного бюджета до сей поры означало, что государство решало лишь тактические задачи и достигало краткосрочных целей в условиях отсутствия какой-либо стратегии. «По сути, лишь затыкали пробоины деньгами без ясного понимания о том, куда вообще движемся», — считает аналитик. А сейчас делаются попытки такую стратегию построить, хотя бы на ближайшие три года, поэтому данный подход вполне оправдан.

«Надо сказать, что настоящее стратегическое видение предполагает планирование минимум на пять лет и больше», — отметил г-н Бейсембаев.

Вот — новый разворот

Эксперт подчеркнул, что в этом году был сделан достаточно серьезный разворот в социальной политике. К примеру, в 10 раз были снижены обязательные социальные отчисления для лиц с заработной платой ниже 25 МРП. Поставлены цели по повышению доходов госслужащих и работников бюджетной сферы, пенсионеров.

«Это выглядит вполне достойно, особенно на фоне противоположного российского тренда, где социальная политика активно сворачивается без видимых на то особых причин: профицитный бюджет идет не на повышение благосостояния граждан, а на „откладывание в кубышку“ и заморозку всего и вся без индексации на инфляцию», — заключил аналитик.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.