USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.78$
+0.090
BTC
104894.00$
-1093.000

Как регулировать цены на лекарства в Казахстане

Участники фармрынка предлагают пять критериев

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как регулировать цены на лекарства в Казахстане- Kapital.kz

Для фармацевтических компаний в Казахстане — и локальных, и зарубежных — настал момент большого вызова: ожидаемые изменения в регулировании рынка определят будущее бизнеса. В первую очередь речь идет о внедрении регулирования цен на все лекарственные средства. Сейчас стоимость препаратов контролируется только в канале ГОБМП — гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. С 2019 года, согласно обновляющемуся законодательству, регулированию также будут подлежать цены в розничной продаже. Профучастники рынка считают, что в данном вопросе необходимо найти баланс, и фармацевтическая отрасль при этом должна восприниматься государством как отрасль, дружественная национальной экономике.

Вклад «фармы» в экономику

На сегодняшний день доля фармацевтической промышленности в ВВП страны, согласно официальным данным Комитета РК по статистике, составляет примерно 0,14% (за предыдущий год этот показатель увеличился более чем в два раза — с 0,06% по итогам 2017 года). В денежном выражении — 72,4 млрд тенге, на такую сумму было произведено основных лекарственных средств в прошлом году (ВВП в общем — 53,1 трлн тенге).

«В свое время в Казахстане была принята государственная программа развития отечественной фармпромышленности, в которой в качестве одной из мер поддержки производителей обозначено заключение долгосрочных договоров», — говорит Ермек Ясылов, президент Евразийской медицинской ассоциации. Это, по его словам, положительно отразилось на объеме производства основных фармпродуктов: за последние 10 лет он вырос в 7 раз (в 2017 году, как уже упоминалось, он составил 72,4 млрд тенге, тогда как в 2009 превышал 10 млрд тенге). «Но в то же время, несмотря на количественный прирост, 60−70% производства приходится на недорогие препараты», — комментирует спикер.

В разбивке по регионам лидируют Туркестанская область и город Шымкент (свыше 40% объема выпускаемой продукции), на втором месте — Алматинская область (24,2%), третья строчка принадлежит Алматы (22%). Существенный рост произошел из-за увеличения объемов производства у флагмана отечественной фармпромышленности — компании «Химфарм», а также за счет показателей таких крупных компаний, как «Нобел АФФ», «Глобал фарм» и др.

Несмотря на увеличение объемов производства, Казахстан все еще значительно зависит от импорта. Причем в страну завозятся в основном дорогостоящие препараты.

Можно провести такое сравнение доли местных игроков на том или ином рынке. В Южной Корее внутренние производители занимают 92% фармацевтического рынка, в Китае — 70%, в Турции — 61%, в Испании — 52%, во Франции — 49%. В Казахстане отечественные производители занимают порядка 12% рынка в денежном выражении и около 30% - в натуральном. При этом глава государства обозначил бенчмарк: казахстанские предприятия должны выпускать 50% необходимых внутреннему рынку лекарств.

Достижение бенчмарка, защита нацэкономики

Для достижения бенчмарка отечественная фарминдустрия нуждается в поддержке и защите. Чем опасно увеличение импорта лекарств, произведенных за рубежом? Модели ценообразования на западных рынках учитывают платежеспособность государства или отдельного плательщика на внутреннем рынке. Если, например, препарат разработан и произведен в США или, скажем, в Швейцарии, то в его стоимость закладывается соответствующая готовность потребителей платить. И потом, при взаимном экспорте препаратов, в денежном выражении баланс сохраняется и происходит равное возмещение затрат. Если же препарат импортируется Казахстаном или любой другой страной, где уровень дохода на душу населения ниже, чем в стране-производителе, возникает дисбаланс, и он явно не в пользу казахстанских потребителей и отечественных производителей.

Но дело не только в прибыли, которую отрасль может генерировать для страны за счет изменения торгового баланса. «Это больше вопрос защиты национальных интересов и обеспечения лекарственной безопасности. Даже в таких фармдержавах, как США и пятерка стран Западной Европы, нацеленных на развитие своего фармацевтического потенциала, где велика доля инноваций и производятся дорогостоящие препараты, на первом месте стоят именно эти задачи. И в первую очередь они решаются через выпуск дженериков для базовой терапии», — говорит Ирина Чублукова, директор по продвижению специализированных препаратов и доступу на рынок компании SANTO.

Практики ценообразования

Как уже отмечалось, представители отрасли обеспокоены тем, каким образом в Казахстане будет решен вопрос регулирования цен на лекарственные средства с 2019 года.

По словам Ермека Ясылова, сейчас в розничном канале применяется метод сравнения с референтными ценами за рубежом. «Рассматривается стоимость того или иного препарата по определенному списку референтных стран, выбирается наименьшая цена и от нее строится цена в Казахстане. Но референтные цены в этих странах не могут объективно отобразить реальные затраты на производство из-за действующей политики возмещения затрат. У нас такой политики нет, реимбурсация у нас не внедрена. Нужно продумать для Казахстана политику регулирования цен для розницы без привязки к внешнему референтному ценообразованию», — говорит эксперт.

Один из вариантов установления цен, который государство сейчас рассматривает к внедрению, предполагает, что фармацевтические компании при регистрации цены на препарат будут раскрывать структуру своих затрат на его производство, и цена будет зависеть именно от этого. Отметим, что Россия имеет определенный опыт применения этой модели, и к настоящему времени регуляторы местного рынка приходят к выводу об ее низкой результативности. Всегда есть риск того, что тот или иной производитель, не столь эффективно управляющий своими затратами, может завысить стоимость производства и получить в итоге более высокую цену на свой препарат. Кроме того, такой метод не сможет послужить для производителей стимулом оптимизировать свои затраты, повышать эффективность и инвестировать в разработку препаратов.

Необходима объективная оценка вклада фармпроизводителя в экономику, и именно на основе этой оценки можно применять модель реимбурсации, то есть возмещения затрат на производство, и при реализации ГОБМП, и при розничных продажах.

Пять критериев для регулирования

Существует пять критериев, по которым можно дифференцировать фармпроизводителей по их вкладу в национальную экономику. Первый — затраты на НИОКР, причем с учетом не только технических, но и доклинических и клинических исследований. Доклинические исследования, как правило, более затратные по сравнению с клиническими. На доклиническом этапе можно учитывать стоимость исследований и разработки лекарственных средств, проводимых казахстанскими компаниями, а также зарубежными — при условии, что работы осуществляются на территории Казахстана. На этапе клинических исследований, где должны учитываться все фазы, можно возмещать общий объем затрат в том случае, если эти работы будут проводиться в Казахстане и локальные предприятия будут обладателями права на производство этих препаратов (кроме тех, где права регулируются лицензионным соглашением). Затраты на НИОКР также включают общие затраты на клинические исследования, проводимые в Казахстане. Исключением в этом случае могут стать исследования на III фазе, когда принимают участие пациенты в количестве более 1000 человек и когда определяется эффективность препарата по сравнению со стандартным лечением или плацебо; однако если такие исследования оплачивает казахстанское предприятие, тогда их стоимость также предлагается учитывать в возмещаемых затратах на НИОКР.

Помимо затрат на НИОКР, критериями в модели возмещения затрат предлагается учитывать и стоимость производства в Казахстане (стоимость продаваемой продукции местного производства и объем экспорта местной продукции) — это второй критерий. Третий критерий — количество созданных рабочих мест и затраты предприятия на их содержание — общие затраты компании на заработные платы и объем социальных выплат в бюджет. Четвертый критерий — налоги, выплачиваемые в Казахстане. В качестве пятого критерия можно рассматривать поддержание баланса экспорта-импорта.

Выводы

Если не будут учитываться, например, инвестиции, возврат на инвестиции, и в результате этого, допустим, значительно сократится инвестирование в локальных производителей или будут занижены цены на лекарственные средства как на открытом рынке, так и в системе госзакупок, то это может повлиять на способность отечественной фарминдустрии обеспечивать лекарственную безопасность и вносить вклад в национальную экономику.

«Есть пример рынка, где учитываются перечисленные выше критерии. Polpharma — один из крупнейших дженериковых фармпроизводителей в мире — тоже получает поддержку от государства. В Польше есть очень хорошее понимание того, что если отечественная фарминдустрия не рассматривается как друг национальной экономики и не применяется дифференцированное ценообразование на лекарственные средства, то при снижении цен сокращаются рабочие места, инвестиции, экспортный потенциал, что в итоге может повлиять на вклад производителей в ВВП страны», — говорит Ирина Чублукова.

Одним словом, по мнению участников рынка, необходимо выработать механизм, при котором отечественные фармпроизводители и иностранные игроки, имеющие цель выпускать продукцию в Казахстане, работали бы в условиях адекватного ценообразования и воспринимались бы как друзья национальной экономики. И Казахстан при этом становился бы более привлекательной для инвестиций и развития фармацевтической отрасли площадкой.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.