Хотя вероятность того, что озвученные перспективы сбудутся, невелика о них следует хотя бы задуматься. Об этом написал в своем аккаунте в «Фейсбуке» экономист Олжас Худайбергенов.
«Мы презентовали 10 шокирующих прогнозов CSI (…) Мы несколько раз давали четкий дисклеймер, что прогнозы имеют вероятность исполнения меньше 1%, а потому не представляют собой базовый сценарий. Мы сделали этот продукт в стиле Saxobank, который дает обычно аналогичный дисклеймер. Продукт сделан больше для демонстрации пределов прогнозирования, а также для того, чтобы вызвать обсуждение. Конечно, каждый читающий может дать свою вероятность!» — написал Олжас Худайбергенов.
Первый прогноз: Китай переведет в юани всю торговлю с соседними странами, в первую очередь с Казахстаном и Средней Азией. КНР добилась признания своей валюты в качестве резервной в декабре 2016 года. За полтора года доля юаня в мировых резервах выросла в 2 раза до 1,84%. При сохранении текущих темпов он в следующие два года станет третьей в мире валютой, обогнав японскую йену и британский фунт стерлингов. Чтобы добиться этого, Китай наращивает инфраструктуру — помимо резкого роста числа прямых своп-линий с центробанками, постоянным увеличением кредитования в юанях, создания собственных аналогов Всемирного банка (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций) и SWIFT (CIPS), неофициального увеличения золотых запасов до 10 тыс. тонн (первое место в мире), теперь еще открыта возможность торгов сырьевыми товарами в юанях. Все это позволит до конца 2020 года перевести всю торговые операции с Казахстаном и Средней Азией в юани.
Второй прогноз: в 2019 году число иностранных банков в РК превысит число казахстанских, а к 2025 году их доля в кредитовании экономики составит больше 50%. В ближайшие годы основная конкуренция в банковском секторе будет между российскими и китайскими банками. В настоящее время 13 из 27 коммерческих банков Казахстана это иностранные банки, однако их совокупная доля в кредитах не превышает 15%. Следствием упрощения входа на финансовый рынок, благодаря вступлению в силу правил ВТО с 2022 года, станет активное вхождение филиалов российских и китайских банков. Более дешевые источники фондирования иностранных банков вкупе с необходимостью казахстанских банков отвечать по внешним займам приведет к тому, что 300 крупнейших компаний будут обслуживаться и кредитоваться в иностранных банках.
Третий прогноз: в 2019 году Турция выйдет из НАТО и станет членом ШОС, а в 2020 году заключит соглашение о едином рынке с ЕАЭС. Ухудшение ситуации в Турции, продолжение санкционной политики США и отказ от предоставления американских систем ПВО, окончательно закрепит сделку по приобретению российских систем ПВО, которые будут несовместимы со стандартами НАТО, которое поставит ультиматум Турции об отказе от сделки либо выхода из НАТО. Турция выйдет из НАТО и войдет в ШОС. Одновременно будет происходить ухудшение внутриполитической обстановки. Победы правых популистов на парламентских выборах в Германии, Франции и Италии, поставят под вопрос будущее ЕС и еврозоны. Учитывая это, Турция пойдет региональную интеграцию с Россией и Китаем в формате единого рынка.
Четвертый прогноз: российский рубль станет резервной валютой для стран ЕАЭС к 2020 году, а к 2025 году станет единой валютой. Обострение отношений между США и Россией/Китаем создает предпосылки для усиления региональной интеграции, а присоединение Турции в формате соглашения о едином рынке с ЕАЭС поставит вопрос об использовании рубля в качестве резервной валюты стран ЕАЭС. Одновременное усиление Китая в банковском секторе стран ЕАЭС вынудит Россию продавливать идею замены национальных валют на рубль.
Пятый прогноз: Казахстан пойдет на заморозку соглашения с ВТО. После того как определится отсутствие компромисса между странами G-20 по требованию Трампа о реформе ВТО, и Вашингтон откажется подчиняться решениям суда ВТО по искам стран на протекционистские меры США, Трамп перейдет к следующему шагу — приостановит участие США в ВТО и прекратит финансирование своей части обязательств. Это заставит большинство стран также пересматривать подходы к сотрудничеству в рамках ВТО, вплоть до заморозки, делая упор на региональные торговые соглашения.
Шестой прогноз: в 2019 году США впервые объявят санкции в отношении Казахстана в рамках обострения американо-российских отношений. Дальнейшее обострение отношений между США и Китаем приведет к тому, что большинство российских госкомпании и банков попадут под санкции. Вследствие чего часть казахстанских государственных и частных компаний попадут в серый список. Также под санкции попадут операции по приобретению новых систем ПВО С-400 и прочей военной техники.
Седьмой прогноз: в следующие 3 года обновится 90% списка 50 богатейших бизнесменов по версии Forbes Kazakhstan. Ухудшение внутренней экономической обстановки на фоне усиления банковского надзора приведет к смене владельцев большинства финансовых и нефинансовых активов. Одновременно этот процесс будет усиливаться за счет активной кампании развитых стран по проверке всех капиталов на предмет сомнительного происхождения. В рамках данной кампании большая часть активов будет конфискована или заморожена до выяснения обстоятельств.
Восьмой прогноз: Казахстан вернется в начало 2000-х годов в части экономических реформ. Снова будет выделен АФН от Нацбанка, создан АСПиР или его аналог, будет возвращено частное управление пенсионными активами, налоговая политика вернется к формату начала 2000-х годов, особенно по уровню нагрузки.
Девятый прогноз: Казахстан вступит в фазу техногенных катастроф. Официальный износ коммунальных сетей в среднем по стране постоянно находится выше 60%, а фактически износ в некоторых регионах может достигать 70−90%. Нестабильная внешняя конъюнктура приведет к резкому снижению рентабельности коммунальных сетей, а также отказу от инвестиционных планов на следующие несколько лет. Последней каплей станут сокращения персонала, вследствие чего локальный контроль над технической инфраструктурой будет ослаблен. Это вызовет серию аварий на крупнейших коммунальных объектах страны.
Десятый прогноз: внешний долг Казахстана превысит 200% от ВВП к 2022 году.
Нестабильная внешняя конъюнктура приведет к серии девальваций вследствие чего номинальный ВВП в долларовом выражении упадет ниже $100 млрд. Ухудшение ситуации в банковском секторе приведет к росту внешних заимствований, в том числе госсектором, из-за чего внешний долг вырастет со $164 млрд до $200 млрд. Таким образом, Казахстан как и ряд других стран достигнет рекордного соотношение внешнего долга к ВВП в 200%.