За 10 лет в Казахстане в золотые месторождения вложено 1,4 трлн тенге, из них — 95 млрд направлено на геологоразведку. По данным Комитета геологии и недропользования, в государственном балансе полезных ископаемых находится 343 золотых месторождения. По количеству подтвержденных и промышленных запасов и добыче Казахстан занимает 14-е место в мире. Как развивается отрасль, чем Казахстан интересен инвесторам и хорошо ли что все золото покупает Нацбанк — об этом корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с генеральным директором RG Gold Сериком Сыздыковым.
— Серик Оразович, сколько золота ежегодно в Казахстане добывают? На сколько можно увеличить этот объем и за счет чего?
— За 2017 год Казахстан произвел 85 тонн золота. Увеличения объемов можно ожидать за счет вовлечения в разработку месторождений упорного золота, таких как Бакырчык, Большевик, месторождений с низким содержанием золота и открытия новых месторождений. Прогнозировать объем сложно, но я думаю, что в Казахстане будет продолжаться рост производства золота.
Незначительно увеличить объемы можно за счет переработки техногенных минеральных образований — скопления минеральных образований, являющиеся отходами горнодобывающих, обогатительных, металлургических и других видов производств.
— Узаконенные старатели как-то повлияют на рынок? Новый Кодекс о недрах вступил в силу сегодня, 29 июня. В этом документе появился термин «старатели». Можно ли ожидать того, что старатели будут объединяться в какие-то группы?
— Исторически старателями называли группы золотодобытчиков, отрабатывающих мелкие, в основном россыпные месторождения (до 300 кг). Доступ старательским артелям к месторождениям был всегда затруднен из-за сложной процедуры получения разрешений на добычу золота. Старатели пользуются упрощенными технологиями, поскольку в основном ведется добыча свободного самородного золота. С принятием нового кодекса доступ к таким месторождениям будет упрощен.
Старатели могут объединяться в группы, но я считаю, что этого не произойдет. Такие россыпные месторождения разбросаны по Казахстану неравномерно и достаточно удалены друг от друга. Традиционный подход работы старательских артелей — переход с одного месторождения на другое. Объединения как такового не будет, но увеличится количество артелей.
Золото — это товар, котирующийся на биржах, поэтому в глобальном смысле добыча старателей не окажет влияния на рынок золота. Если говорить в масштабах государства, речь может идти о тоннах дополнительного металла в год, а это достаточно весомо.
— В целом как оцениваете новый Кодекс? Придут ли международные инвесторы в Казахстан?
— Считаю принятие нового Кодекса о недрах большим шагом вперед. Особенно хотел бы отметить понятность и прозрачность процессов предоставления прав недропользования и создание института компетентных лиц.
Мое мнение — международные инвесторы придут в Казахстан. Во-первых, в плане регулирования сферы недропользования мы приблизились к лучшим международным стандартам. Не секрет, что в отчетность KAZRC заложена австралийская система JORC, которая считается одной из лучших в мире. Во-вторых, Казахстан еще слабо изучен, в стране огромный потенциал в плане нахождения новых месторождений полезных ископаемых. В-третьих, новый Кодекс о недрах упрощает процедуру вхождения иностранным участникам.
— Сколько на данный момент крупных игроков на рынке?
— Я бы разделил их на две группы: компании, для которых золото попутный продукт к другому полезному ископаемому, и компании, которые специализируются чисто на производстве золота. К первой группе относятся, например, Kazminerals, Kazzinc (без учета актива Altyntau Kokshetau). Их попутная добыча золота внушительна. Ко второй группе относятся такие компании как: Altyntau Kokshetau, Polymetal (проект Кызыл в Восточно-Казахстанской области), «Казахалтын», «Алел» (принадлежащая российской Nordgold). Наша компания также увеличивает мощности производства и выпуск продукции.
— За счет чего планируете расширяться?
— В 2017 году компания RG Gold стала победителем аукциона на получение права недропользования на разведку золотосодержащих руд на перспективном участке Комсомольский, находящемся в Аккольском районе Акмолинской области. Площадь участка составляет 15,9 кв. км. В ближайшее время компания завершит разработку программы геологоразведки на данном участке.
Главная сырьевая база это месторождения Райгородскогорудного поля — Южный Райгородок и Северный Райгородок, где утвержденные запасы по ГКЗ составляют 108 тонн золота. После завершения отработки окисленных руд планируется приступить к переработке первичных руд, залегающих на нижних горизонтах месторождений. В данный момент ведется проектирование нового горно-обогатительного комбината. Мощность переработки составит до 5 млн тонн руды в год, что позволит производить около 160 тыс. унций золота (5 тонн). Ресурсы же по отчету JORC составляют порядка 6 млн унций. Доказанные запасы позволяют с оптимизмом смотреть на перспективы развития компании.
— Сколько золота компания RG Gold в прошлом году продала Нацбанку?
— Все золото, произведенное компанией RG Gold, после аффинажа было выкуплено государством. Можно сказать, что в последние годы государство приобретает 100% золота, произведенного в Казахстане.
— Как вы считаете, нужно ли оставить норму о том, что Нацбанк имеет приоритет в покупке золота?
— Эту норму можно оставить, так как Нацбанк покупает золото по рыночной цене и производители не ущемлены.
— Как известно, Нацбанк в прошлом году запустил продажу слитков аффинированного золота для населения. Насколько эта программа вам кажется своевременной и будет ли сохраняться спрос в среднесрочной перспективе?
— Инвестиции в золото являются долгосрочными, нельзя их оценивать в днях и месяцах. Я отношусь к этому положительно, чем больше у людей инструментов для сохранения и приумножения средств, тем лучше.
— Можете ли озвучить прогноз по стоимости золота до конца года?
— Стоимость золота сложно прогнозировать в краткосрочной перспективе. Сейчас цена на золото составляет примерно 1300 долларов США за унцию, с незначительными колебаниями плюс-минус 50 долларов. На мой взгляд, к концу года цена не выйдет за пределы этого коридора, а в долгосрочной же перспективе цена на золото будет расти.