Министерство энергетики Казахстана подготовило проект приказа о запрете на ввоз бензина из России железнодорожным транспортом. Документ вынесен на публичное обсуждение. Предлагаемый срок ограничения — три месяца, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Директор филиала группы компаний AsstrA в Алматы Маргарита Дядяева отметила, что запрет направлен на поддержку казахстанского производителя.
«На сегодняшний день два НПЗ (нефтеперерабатывающий завод) в Республике Казахстан прошли модернизацию и рынок обеспечен собственным ГСМ (горюче-смазочными материалами). Оставшихся ГСМ достаточно для покрытия потребностей внутреннего рынка в месячном объеме, по бензину — 338 тысяч тонн и 280 тысяч тонн дизтоплива. Этот вывод подтверждается аналитикой из открытых источников: мы сравнили этот и прошлый годы, взяв периоды с января по май. Объем добычи нефти и конденсата с начала 2018 года составил 29 млн 900 тысяч тонн, что на 6% больше, чем в 2017 году в эти же месяцы. Из этого объема добыча нефти составила 17,9 млн тонн, в том числе на месторождении Кашаган добыча составила 3,8 млн тонн, на Тенгизе — 9,9 млн тонн, на Карачаганаке — 4,2 млн тонн. Опять-таки, объем переработки нефти с начала 2018 года составил целых 5,1 млн тонн, что демонстрирует рост 12%. В свою очередь, на 7% вырос объем производства нефтепродуктов на трех НПЗ, в 2018 году он уже составляет 3,6 млн тонн», — сказала Маргарита Дядяева.
При этом она также указала на то, что после скачка цен на ГСМ в России Казахстану, наоборот, выгоднее экспортировать ГСМ на соседний рынок. «Это, в свою очередь, повлечет увеличение экспортных перевозок из Казахстана: как сырой нефти, так и нефтепродуктов», — комментирует Маргарита Дядяева.
Отметим, в России с 21 по 27 мая цены выросли на 88−90 копеек. При этом стоимость топлива марки АИ-92 увеличилась на 90 копеек — до 42,21 рубля (примерно 223 тенге).
«На ценообразование на рынке ГСМ сейчас могут влиять два ключевых фактора. Первое — это рост розничных и оптовых цен на бензин в Российской Федерации. Вторая часть — мы внутри Казахстана сейчас создали запасы в 1,5 раза выше потребности нашей страны, и на самом деле нашим заводам и трейдерам необходимо даже сбыть наш бензин. Поэтому здесь будет все время какое-то равновесие. Нашим нефтепереработчикам нужно сбывать бензин, а его накопления увеличиваются, потому что два завода уже модернизированы, установки каталитического трекинга работают», — сказал Канат Бозумбаев 30 мая, отвечая на вопросы журналистов о возможном повышении цен на бензин.