Министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек в ходе заседания правительства рассказал о работе по внедрению Интеллектуальной транспортной системы (ИТС), сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.
По данным министерства, экономический эффект от внедрения ИТС составит порядка 380 млрд тенге. По системе взимания платы — 30 млрд тенге ежегодно (210 млрд тенге до 2025 г.), по специальным автоматизированным измерительным средствам до 2025 года — 44,7 млрд тенге, по системе управления дорожными активами — 110 млрд тенге, по E-freight — 15 млрд тенге.
«На основе международного опыта МИР РК определены 8 базовых компонентов (4 на республиканском уровне, 4 — на региональном) интеллектуальной транспортной системы», — пояснил Женис Касымбек.
В текущем году ведутся работы по внедрению одного из компонентов — системы взимания платы на участках Астана — Темиртау, Алматы — Капшагай и Алматы — Хоргос, общей протяженностью 469 км. Также завершаются работы по проектированию на 13 участках общей протяженностью 5,5 тыс. км. В целом до 2020 года планируется внедрить платность на 16 участках дорог.
«Будет разработано мобильное приложение использования RFID-меток для бесконтактного списания средств при проезде, а также ведется установка видеокамер, метеодатчиков и информационных табло для информирования водителей», — рассказал министр.
Еще один компонент — это специальные автоматизированные измерительные средства (САИС) для обеспечения взвешивания транспорта в движении, учета интенсивности, электронной регистрации разрешений на проезд. В 2018 году планируется запуск 12 САИС, и в целом к 2020 году довести их общее количество планируется до 46 единиц.
Также для обеспечения безопасности при перевозках тяжеловесных, крупногабаритных и опасных грузов на основе частной финансовой инициативы разрабатывается Система диспетчеризации и онлайн мониторинга соблюдения маршрутов. Инициатива позволит оптимизировать расходы, выделяемые на выполнение работ по содержанию и ремонту трасс. С 1 октября 2017 года ведется поэтапный ввод модулей системы в опытную эксплуатацию и интеграция с информационными системами министерства.
Также прорабатываются соответствующие изменения в законодательство по созданию «Центра качества дорожных активов», который будет реализовывать возможности данной Системы.
На региональном уровне ИТС будет внедряться по 4 направлениям: система фото и видео фиксаций, система мониторинга пассажирских перевозок и электронного билетирования, система управления дорожным движением, система управления парковками.
«В целом внедрение Интеллектуальной транспортной системы и цифровизация отраслей транспорта позволит достичь следующих показателей: сокращение количества ДТП — 8−10%; сокращение времени в пути — 20%; повышение доступности информации — 70%; сокращение вредных выбросов — 24%», — пояснил Женис Касымбек.