По итогам прошлого года грузоперевозки по железным дорогам выросли сразу на 14%*, до 378,8 млн тонн. Примечательно, что ранее наблюдался спад объемов перевозок: так, показатели 2015 года уступали 2014 сразу на 12,6%, в 2016 снижение замедлилось, но негативный тренд все еще сохранялся — минус 0,7% за год. Такие данные приводит finprom.kz.
Грузооборот в январе-декабре 2017 года также показал заметный прирост после двухлетнего упадка ранее — сразу плюс 10,6% год-к-году, до 262,1 млрд тонно-километров.
К примеру, заметно выросли отгрузки зерна и муки — об этом сообщил руководитель АО «КТЖ-Грузовые перевозки» Оралхан Кулаков**. За прошедший год, по данным КТЖ, было погружено 8,9 млн тонн зерна (из них во внутриреспубликанском сообщении — 3,1 млн тонн, на экспорт — 5,8 млн тонн), и 3,2 млн тонн муки (в том числе во внутриреспубликанском сообщении — 0,8 млн тонн, на экспорт — 2,4 млн тонн). В зерновом эквиваленте в 2017 году объемы погрузки зерна и продуктов перемола составили 13,5 млн тонн, что на 6,3% выше уровня прошлого года. Прирост в зерновом эквиваленте в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил 805 тыс. тонн, в том числе на экспорт — 547 тыс. тонн.
*Здесь и далее сравниваются оперативные данные за соответствующие периоды.
В сегменте пассажирских перевозок также отмечен рост, но менее впечатляющий. Так, перевозки по железным дорогам увеличились за год всего на 0,5%, до 22,4 млн пассажиров. Пассажирооборот увеличился на 3,7%, до 18 млрд пассажиро-километров.
С 23 января текущего года ж/д билеты по ряду направлений можно купить со скидкой 25%***. Утверждена новая методика определения предельных тарифов и внедрено динамическое тарифное ценообразование, предусматривающее изменение стоимости билета в зависимости от даты покупки и загруженности поездов. В дальнейшем новшеством охватят все поезда, курсирующие по социально значимым сообщениям.
На первоначальном этапе динамическое ценообразование внедрено в пилотном режиме на двух межобластных и одном пригородном направлении: «Алматы — Астана-Нурлы жол» (поезда № ¾), «Астана-1 — Сарыагаш» (№ 085/086) и «Астана — Караганда» (№ 853/854) с 8 марта 2018 года. По этим поездам внедрена тарифная сетка цен с учетом динамического ценообразования в коридоре +/-25%. Так, пассажир, приобретающий билет заранее, имеет возможность купить его дешевле, ближе к дате отправления и при увеличении спроса стоимость билета будет расти.
Доходы от перевозок грузов и пассажиров по железной дороге достигли уже 766,7 млрд тенге. Это 31,8% от общего объема доходов компаний от транспортных перевозок.