Предполагается, что «в скором будущем» паркоматы будут выдавать сдачу через зачисление остатка средств на баланс мобильного телефона. Об этом на пресс-конференции в Алматы заявил глава компании «Алматы спецтехпаркинг сервис» Марат Принбеков, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«У нас очень много проблем с тем, что паркоматы не выдают сдачи. Эта проблема есть, мы ее не скрываем. Паркоматы принимают денежные знаки большего образца, к примеру, 200−500 тенге, хотя автомобилист может простоять на парковке всего час. Эта ситуация тоже вызывает определенные нарекания. Но нужно понимать, что сама система паркомата отличается от банкоматов. Если же в паркоматах внедрять функцию „выдача сдачи“, то, естественно, паркоматы будут потреблять больше энергии, чем сейчас. То есть нам придется паркоматы чуть ли не везде ставить, а это чревато. Во-первых, может появиться вандализм, ведь в паркоматах должна будет находиться определенная денежная масса (для выдачи сдачи. — Ред.). Впрочем, в мировой практике уже есть решение. К примеру, наша техническая служба в настоящий момент работает над паркоматами, которые бы выдавали сдачу. Думаю, что в скором времени мы сделаем так, чтобы остаток средств зачислялся на баланс мобильного телефона. Мы провели опрос, и мнение общественности схоже с нашим основным посылом — чтобы остаток денег за парковку переходил на сотовый телефон», — отметил Марат Принбеков.
Он также пояснил, какие именно аппараты вышли из строя во время сильных морозов. «В 2018 году в зимний период у нас около 27 паркоматов зависали, выходили из строя, подмерзала видеокарта. Речь идет о европейских паркоматах. В паркоматах российской сборки видеокарта работала. Порядка 40 минут у нас уходило на приведение в соответствие паркоматов, замену аккумуляторов, прогревание видеокарты и так далее», — заметил Марат Принбеков.
Система платных парковок пока не окупается
Как отметили в «Алматы спецтехпаркинг сервис», при запуске паркоматов летом 2016 года в проект платных парковок было инвестировано 1,3 млрд тенге, в том числе в 2017 году было вложено 711 млн тенге. «В прошлом году за счет налогов от проекта платных парковок бюджет Алматы пополнился на 269 млн тенге», — заметил Марат Принбеков.
Также он уточнил, что деятельность «Алматы спецтехпаркинг сервис» пока не окупается. К слову, в настоящее время в компании работает 150 человек.
«Инвестированные средства пока не окупились. Сейчас получается так, что те деньги, которые мы собираем за счет паркоматов, расходуются на зарплату, поддержание работы паркоматов, инспектирование. Надеемся, что в этом году, когда количество парковочных мест вырастет с 10 тыс. до 15 тыс., мы станем получать прибыль. Наши расходы не покрывают доходы, мы находимся в точке безубыточности, не в убытке», — сообщил Марат Принбеков.
При этом он подчеркивает, что плотность паркоматов в Алматы достаточно высока. И это, как считает Марат Принбеков, влияет на окупаемость.
«Практика показывает, что в европейских странах на 120 машино-мест мест приходится 1 паркомат, в Москве на 90 машино-мест 1 паркомат. Сейчас в Москве вообще ликвидируются терминалы, парковка оплачивается через мобильное приложение и СМС. И сегодня в этом мегаполисе почти 80% населения пользуется мобильными приложением при оплате за парковку. В Алматы только 2% автолюбителей оплачивают за парковку таким способом. Около Зеленого базара на 1 паркомат приходится 30 машино-мест, в среднем по городу — 55−60 машино-мест на 1 паркомат», — отметил Марат Принбеков.
Где могут подешеветь парковки?
«В мире существует такая практика, когда при заполняемости парковки выше 80% возникает необходимость увеличения платы за парковку. Это делается, для того чтобы к этой зоне был постоянный доступ автовладельцев. Если же парковочная зона заполняется на менее чем 50%, то автоматически происходит снижение цен за парковку. Буквально перед (новогодними. — Ред.) праздниками очень большой шквал вопросов к нам поступал именно по парковкам в зоне Зеленого базара. То есть автовладельцы не могли припарковаться в этой зоне… Так вот, ежедневно в наш колл-центр поступает около 1 тыс. телефонных звонков, которые касаются повышения платы за парковочные места в оживленных районах города, чтобы парковка стала менее заполненной. Или поступают звонки с просьбой внедрить услугу бронирования парковочного места за определенную плату. Звонки с такими просьбами составляют менее 1% от всех поступающих к нам звонков. Сейчас мы прорабатываем вопрос (по дифференциации цены за парковку. — Ред.). Повторюсь, цена на парковку, скорее всего, может вырасти только в зонах наибольшего скопления людей (и машин. — Ред.). Но не везде, это точно. Повторюсь, в более свободных парковочных зонах, которые менее загружены машинами, тариф за парковку будет падать», — отметил Марат Принбеков.
«Почему 50 тенге, а не 20 тенге?»: как сформировалась цена за парковку?
На пресс-конференции один из журналистов задал вопрос: «Почему минимальный тариф за парковку составил именно 50 тенге, а не, к примеру, 20 тенге?» В «Алматы спецтехпаркинг сервис» прокомментировали этот вопрос. «Изначально, когда проектировался проект платных парковок в Алматы и просчитывалась его окупаемость, минимальный тариф за парковку был обозначен порядка 500 тенге в час. Но глава города Алматы с учетом нынешней ситуации порекомендовал, решил по-иному, — постепенно повышать тариф. То есть, чтобы на третий год после внедрения проекта при достижении определенного количества машино-мест на парковках цена за парковку снизилась бы до 100 тенге. То есть рекомендация была начать именно с тарифа в 100 тенге. Но, в принципе, эта система оплаты за парковку, которая стартует от 100 тенге, удобна с точки зрения окупаемости проекта. 100 тенге — это монета, то есть это удобно. В итоге был выбран оптимальный вариант после изучения мирового опыта. Мы применяем паркоматы последнего поколения, таких паркоматов нет на улицах Парижа, Лондона. Там работают паркоматы 70-х, 80-х, 90-х годов, они не модернизированы», — сообщил Марат Принбеков.
О «жилеточниках»
О штрафах
Как пояснили в «Алматы спецтехпаркинг сервис», в 2017 году штрафы за уклонение от оплаты парковок составили 128 млн тенге. «Почти 37% штрафов оплачиваются, остальные „висят“ незакрытыми. От 3−5% автовладельцев ошибочно вводят другие номера машин при оплате штрафов. К примеру, путают „Н“ с английской „H“. Такие ошибки при разборе ситуации мы аннулируем. В нашу компанию не поступает какой-то процент от штрафов за парковку, штрафы идут в бюджет города», — отметил Марат Принбеков.
Напомним, стоимость парковки в Алматы составляет от 50 тенге в зависимости от времени парковки. Оплата производится через паркоматы. В случае неуплаты за стоянку на платных парковках водителю грозит штраф в размере 5 МРП.
Средства за парковку поступают в компанию «СпецТехПаркинг Сервис». Как подчеркивал ранее руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы Максут Исахов, «СпецТехПаркинг Сервис» является оператором платных парковок Алматы, на 30% принадлежит акимату, на 70% - частному инвестору. «Но это не значит, что алматинские водители платят на сторону. Частный владелец 70%-ной доли уже вложил в развитие системы платных парковок 1,3 млрд тенге, по планам общая сумма вложений составит 10 млрд тенге», — рассказал он в октябре.
Он также подчеркивал, что город не вкладывает в компанию ни одного тенге, но получает доход от своей 30%-ной доли, к тому же оператор платных парковок платит налоги — это около 190 млн тенге.