Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК опубликовал данные по ноябрьской инфляции. Она составила 0,9%. Инфляция в ноябре к ноябрю прошлого года сложилась на уровне 7,3%. Это означает, что инфляция по итогам года практически гарантированно будет находиться в прогнозном коридоре Нацбанка в 6−8%.
Собственно, какие-либо сомнения в этом возникли только месяц назад, после октябрьского скачка инфляции, когда она в результате ценовых шоков на рынке ГСМ и в отдельных сегментах продовольственного рынка скакнула до 1,2%. В годовом выражении рост был еще более выраженным — с 7,1% до 7,7%, поскольку в служившем базой сравнения октябре 2016 года была довольно низкая инфляция — 0,6%.
В ноябре, несмотря на сохранившийся довольно высокий месячный рост цен в 0,9%, годовая инфляция снизилась до 7,3%, поскольку год назад, в ноябре 2016, так же, как и в этом октябре, произошел существенный всплеск цен — до 1,2% за месяц. К превышению уровня годовой инфляции в 8% и нахождению за границами прогнозного коридора могло бы привести ее ускорение в 1,6% в декабре, что все же при некотором нарастании инфляционных ожиданий в последние два месяца выглядит абсолютно нереалистичным вариантом развития событий.
По итогам прошлого года инфляцию не удалось удержать на уровне не выше 8%. Она составила 8,5%, что не привело, однако, к корректировкам денежно-кредитной политики, так как тот результат был интерпретирован в основном как последствие шоков на определенных товарных рынках при незначительном вкладе монетарных факторов.
Нефтепереработка как проинфляционный фактор
Наибольший вклад в ноябрьскую инфляцию, согласно данным комитета по статистике, внесли платные услуги, которые выросли за месяц на 1%, цены на продовольственные и непродовольственные товары повысились на 0,8%.
При этом в годовом выражении рост свыше 9% демонстрируют непродовольственные товары, в то время как продовольственные подорожали с ноября прошлого года на 7,1%, а платные услуги — на 5,8%. Эта картина существенно отличается от того, что происходило сразу после ослабления тенге в 2015 году, когда главным инфляционным драйвером было именно продовольствие.
Согласно выкладкам статистиков, высокий рост цен в сегменте непродовольственных товаров продемонстрировали дизельное топливо, подорожавшее на 31,1%, бензин — на 19,1%, уголь каменный — на 16%, сжиженный газ в баллонах — на 7,8%.
На увеличение стоимости нефтепродуктов повлияли и изменения, состоящие в попытках сделать более рыночной мотивацию при поставках на переработку на внутреннем рынке (что привело, например, к сокращению доли поставок контролируемой государством РД КМГ), и свободное плавание тенге.
Наложение этих факторов и удорожание российского импорта в результате ослабления тенге к рублю вместе с плановым ремонтом НПЗ и сохраняющимися механизмами административного сдерживания цен на бензин в рознице по линии антимонопольных ведомств привели к осеннему дефициту и всплеску цен. Во многом он — следствие именно переходности модели регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов то ли к большей рыночности, то ли к большему присутствию государства.
В сфере жилищно-коммунальных услуг многие тарифы за год выросли выше общей инфляции. Цены на горячую воду увеличились на 14,9%, газ, транспортируемый по распределительным сетям, — на 10,6%, отопление центральное — на 9,6%, канализацию — на 9,1%, содержание жилья — на 6,8%, холодную воду — на 5,1%, электроэнергию — на 5%.
Нацбанк сохраняет хладнокровие
Нацбанк на прошлой неделе опубликовал результаты своего очередного прогнозного раунда, связанного с инфляцией. В качестве базового сценария регулятор исходит из цены в $50 за баррель в конце этого года и первом квартале следующего.
Согласно его прогнозам, годовая инфляция в Казахстане в течение IV квартала 2017 года будет находиться ближе к верхней границе целевого коридора 6−8%, а в 2018 году начнет плавное вхождение в целевой коридор 5−7%.
Между тем траектория вхождения в целевой коридор по сравнению с оценками в рамках предыдущего прогнозного раунда «июль-август 2017 года» (Нацбанк осуществляет такое прогнозирование каждый квартал) изменилась в сторону повышения. Это отражает шоки предложения на рынке мясопродуктов и плодоовощной продукции, а также шоки на рынке ГСМ и ослабление обменного курса тенге к доллару США, вызванное нефундаментальными факторами, что привело к росту инфляционных ожиданий. При этом прогнозируется исчерпание эффектов данных шоков во II-III кварталах 2018 года. Стабильные цены на нефть и на зерновые, снижение инфляционных ожиданий при слабом дезинфляционном давлении со стороны внутреннего спроса приведут к вхождению инфляции в целевой коридор 5−7% в 2018 году и 4−6% в начале 2019 года.
В ходе традиционной экспертной встречи, последовавшей за ноябрьским сохранением базовой ставки на уровне в 10,25%, директор департамента статистики и исследований Нацбанка Виталий Тутушкин, как отмечается в сообщении на сайте регулятора, не проявил большой обеспокоенности некоторым всплеском инфляционных ожиданий.
Он, в частности, сообщил, что в октябре отмечалось ускорение инфляционных процессов до 7,7% в годовом выражении (7,1% по итогам сентября), но годовая инфляция продолжает соответствовать целевому коридору 6−8% на 2017 год.
Динамика инфляции обусловлена в большей степени действием краткосрочных факторов — удорожанием энергоносителей (бензин, дизтопливо, уголь) в результате временного сокращения предложения и отдельных видов продовольствия, в основном овощей (сезонный рост цен), о чем свидетельствует незначительное повышение базовой инфляции на 0,2%. Риски реализации вторичных эффектов от подорожания энергоносителей могут сохраняться в краткосрочном периоде и привести к повышению инфляционных ожиданий. Тем не менее годовая инфляция, по оценкам Национального банка, сохранится в пределах целевого коридора 2017 года.
По словам Виталия Тутушкина, «в инфляционных ожиданиях населения в октябре проявились признаки повышенной волатильности, что отражает высокую долю адаптивной составляющей. Так, количественная оценка инфляционных ожиданий на год вперед выросла до 6,9% вслед за повышением цен на рынке энергоносителей и продовольствия. При этом они находятся в пределах целевого коридора по инфляции, который на конец 2018 года определен на более низком уровне 5−7%».
Возможно, подчеркнуто спокойная риторика Нацбанка связана именно с желанием продемонстрировать нейтральность, а не мягкость или жесткость денежно-кредитной политики, при сохранении базовой ставки на действующем уровне.
Следующее решение регулятора по ставке запланировано на 15 января, и, конечно, одним из ключевых факторов станет уровень декабрьской инфляции.