Запасы бензина марки АИ-92 в Казахстане на сегодна составляют — 182 тыс. тонны. По сравнению с прошлой неделей идет увеличение запасов на 6 тыс. тонн. В целом, ситуация по АИ-92 стабилизировалась. Об этом на пресс-конференции в министерстве энергетики сообщил директор департамента развития нефтяной промышленности Куаныш Кудайбергенов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В то же время, обеспечение внутреннего казахстанского рынка дизельным топливом осложнилось, так как на Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ) произошла небольшая авария, которую в настоящий момент устраняют. Поэтому, по словам Куаныша Кудайбергенова, пришлось закупить партию импортного дизтоплива в России.
При этом, как пояснил спикер, выравнявшаяся ситуация с бензином марки АИ-92 «характеризуется тенденцией к накоплению остатков».
«Это связано, в первую очередь, с выходом из ремонта Павлодарского нефтехимического завода — с началом производства бензина на ПНХЗ, а также с активным импортом из России. В октябре нам удалось импортировать около 100 тыс. тонн бензина АИ-92, а начиная с ноября импорт не прекращается. В частности, на сегодняшний день завезено в Казахстан около 66 тыс. тонн этого бензина. Что позволяет держать комфортные для нас остатки бензина», — рассказал Куаныш Кудайбергенов.
Говоря о бензине марки АИ-95, он отметил, что в октябре его производство было снижено в пользу увеличения наиболее востребованного 92-го. Но в ноябре, учитывая, что ситуация по АИ-92 выравнивается, производство АИ-95 на заводах будет увеличено к плановому показателю — 25 тыс. тонн. И это при среднемесячном потреблении этого вида топлива порядка 20 тыс. тонн.
Что касается ситуации с ПНХЗ, то, как объяснил Куаныш Кудайбергенов, 26 октября предприятие вышло с планового ремонта.
«Вчера была запущена установка — это означает, что производство бензина на ПНХЗ будет увеличено до 4 тыс. 200 тонн в сутки с текущих 2,6 тыс. тонн ежедневно. То есть, по бензину Павлодарский завод вышел на свою плановую мощность. Однако в ходе пусковых мероприятий было обнаружено повреждение на установке производства водорода, необходимого для производства дизельного топлива: ремонт этой установки может затянуться до конца декабря. К сожалению, этот факт может повлечь за собой снижение производства дизельного топлива на заводе. Снижение может произойти с 150 тыс. тонн в месяц до 25 тыс. тонн ежемесячно. Исходя из этого, принято несколько решений», — сказал спикер.
Во-первых, была снижена нагрузка на Павлодарский завод и увеличена загрузка Атырауского нефтеперерабатывающего завода для того, чтобы нарастить производство дизельного топлива. В частности, на Атырауском НПЗ планируется увеличение дизельного топлива с 90 тыс. тонн до 130 тыс. тонн.
«Однако снижение производства на ПНХЗ на тот уровень, который мы фиксируем, привело к необходимости импорта дизтоплива в Казахстан. Поэтому, во-вторых, были предприняты необходимые меры по активизации импорта этого топлива. Это потенциально могло повлиять на среднерозничную цену на дизельное топливо. Компании „КазМунайГаз“ было поручено принять необходимые меры по недопущению дестабилизации ситуации на рынке дизтоплива. Для этого КМГ принял на себя обязательства по импорту порядка 90 тыс. тонн дизельного топлива из России и реализацию его по текущим розничным ценам, не допуская повышения стоимости на розничных автозаправочных сетях», — констатировал Куаныш Кудайбергенов.
Спикер уточнил, что завезенный из РФ объем дизельного топлива будет предназначен для реализации на сетях АО «КазМунайГаз», «Гелиос» и «Синойл». Текущие остатки дизтоплива, которые на сегодня составляют 169 тыс. тонн, Куаныш Кудайбергенов назвал «достаточно комфортными». При этом, он заявил, что в Минэнерго в ручном режиме регулируют отгрузки с заводов по тем направлениям, где наблюдается снижение остатков.
«Мы держим ситуацию на контроле. На сегодняшний день уже импортировано порядка 46 тыс. тонн дизтоплива в Казахстан», — сообщил спикер.