Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) планирует принять в этом году в свою систему 55 млн тонн нефти. Большую часть составит нефть с трех казахстанских месторождений: Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Остальное обеспечат российские участники консорциума. При этом проектная мощность, на которую выходит КТК, уже составляет 67 млн тонн нефти ежегодно. То есть корректировка если и возможна, то только за счет грузоотправителей — самих нефтедобывающих компаний. Об этом гендиректор консорциума Николай Горбань сказал на пресс-конференции в Атырау, состоявшейся по случаю ввода в эксплуатацию последней нефтеперекачивающей станции (НПС) на казахстанском участке КТК.
«Завершение расширения за счет строительства НПС на КТК это действительно знаковое событие. Мы с 2011 года последовательно шли к нему. Во всех областях России — Астраханской области, Краснодарском и Ставропольском краях мы закончили строительство нефтеперекачивающих станций, у нас осталась только Республика Калмыкия — это „НПС-2“, которую мы также планируем запустить к концу этого года. И проектная мощность в 67 млн тонн ежегодно будет достигнута. Мы готовы будем предоставить эту мощность производителям и гарантировать полный прием — все, что месторождения нам дадут. Профицит мощностей, который мы создали, уже положительно сказывается и на Тенгизе и на Кашагане, потому что у них появляется возможность развития, и они могут спокойно планировать свои работы», — рассказал Николай Горбань.
Отвечая на вопрос корреспондента центра деловой информации Kapital.kz о том, за счет чего стало возможным расширить ключевой казахстанский нефтепровод, гендиректор КТК пояснил:
«Вообще, система изначально была построена и рассчитана на 28 млн тонн нефти в год — такова была ее пропускная способность. Потом была поставлена задача расширения до 67 млн тонн. В соответствии с этим планом были построены 10 нефтеперекачивающих станций, было заменено более 100 километров трубопроводов, построено еще одно выносное причальное устройство, а также в порту Новороссийска резервуарный парк был доведен с 400 тыс. тонн до 1 млн тонн нефти. Совокупность всей этой работы и привела к тому, что система способна прокачивать 67 млн тонн», — констатировал Николай Горбань.
Он также добавил, что в настоящее время каспийский трубопровод обеспечивает порядка 70% экспортного потока казахстанской нефти.
К тому же, как признался гендиректор Каспийского трубопроводного консорциума, КТК на сегодня готов принять весь объем нефти с месторождения Кашаган.
«Сейчас же по заявкам грузоотправителей мы прогнозируем, что около 55 млн тонн — это та нефть, которую мы примем в этом году в нашу систему. Что касается следующего года, то о 2018 годе говорить пока преждевременно. Да, у нас имеются предварительные заявки, но они окончательно не согласованы с грузоотправителями и акционерами, поэтому я пока не вправе озвучивать итоговые цифры на 2018 год», — прокомментировал Николай Горбань.
Гендиректор КТК предоставил разбивку по нефти на 2017 год по грузоотправителям: какие объемы пришли и придут с казахстанских месторождений, какие с нефтяных месторождений, расположенных в России.
«С января по сентябрь Кашаган поставил через КТК 5,7 млн тонн, Карачаганак — 7,8 млн тонн, все остальное это Тенгиз — свыше 21 млн тонн нефти. Поставки продолжаются. Но в целом, как я сказал, мы ожидаем 55 млн тонн к концу года. Соответственно, оставшуюся часть поставят российские месторождения, которые в этом плане достаточно стабильны», — объяснил Николай Горбань.
Отвечая на вопрос о том, корректировали ли в консорциуме свой прогноз по транспортировке нефти на 2017 год, исходя из условий того, что Казахстан участвует в сделке «ОПЕК+» и не постигнет ли такой сценарий объемы экспорта нефти в 2018 году, если республика продолжит свое участие в сделке, гендиректор КТК заметил:
«Мы корректировали не из-за того, что Казахстан участвует в сделке ОПЕК, мы корректировали по фактическому приему нефти от грузоотправителей. То, что Казахстан участвует в сделке ОПЕК, это хорошо, но наши грузоотправители — те мировые нефтедобывающие компании, которые добывают нефть на казахстанских месторождениях, не участвуют в этой сделке. Будет ли в 2018 году корректировка? Вполне возможно: все зависит от грузоотправителей. Готовы ли они выдержать график и дать столько нефти, сколько может пропустить Каспийский трубопроводный консорциум», — ответил Николай Горбань.
В то же время, говоря о возможном влиянии санкций на работу КТК, с учетом весомого российского участия в проекте, его генеральный директор усомнился, что такое может быть.
«На сегодняшний день консорциум не почувствовал влияния каких-либо санкций. Во-первых, это объясняется тем, что глобальное наше строительство, все контракты и поставки были заключены до нынешних санкций. Во-вторых, мы не осуществляем внешних заимствований на международном финансовом рынке, поэтому ни в коей мере от этого не зависим. В-третьих, состав наших акционеров, с которыми мы плотно работаем, разнообразен: среди них, вы знаете, имеются и компании с мировым именем. Мы мониторим ситуацию и пока что не видим каких-либо предпосылок к принятию санкций конкретно к нашему консорциуму», — заверил руководитель КТК.
Также Николай Горбань сообщил, что марка нефти CPC-Blend не претерпела изменений и ее характеристики не поменялись.
«В системе КТК существует банк качества — это очень сложный инструмент, который позволяет контролировать, а в иных случаях ограничивать прием некондиционной нефти», — подчеркнул он.
Также он добавил, что общий бюджет КТК, установленный акционерами, составляет 5,4 млрд долларов. Экономия сложилась на уровне 100−150 млн долларов.
«Куда потратить сэкономленные деньги, будут решать акционеры, это их прерогатива. Когда мы подведем итоги в 2018 году и на итоговом годовом собрании доложим результаты, тогда акционеры примут решение, куда направить эти средства», — заключил Николай Горбань.