Рост цен на непродовольственные товары опережает темпы роста инфляции. Одной из причин удорожания является повышение стоимости импорта. Об этом на заседании Правительства сообщил председатель Национального банка Казахстана Данияр Акишев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Рост цен на непродовольственные товары опережает темпы роста как общей инфляции, так и остальных компонентов, что может являться средством отложенного эффекта девальвации в результате отложенного спроса. 3,5% из 6,3% роста розничного товарооборота обеспечены за счет вкладов непродовольственных товаров. Одним из драйверов повышения непродовольственных цен является рост потребительского кредитования. С начала года объем задолженности по потребительским кредитам в банках вырос на 11% или на 270 млрд тенге», — отметил глава регулятора.
Также Данияр Акишев сообщил, что дефлятор ВВП, который отражает изменение всех цен на отечественные товары и услуги, за первое полугодие этого года составил 6,7%, что ниже показателя индекса потребительских цен, которые включают в себя цены на импортируемые товары.
«Это означает, что одной из причин роста цен является повышение стоимости импорта. При этом очевидно, что стране потребуется больше времени для восстановления импортозамещения. Рост импорта из России на 32% в этом году демонстрирует недостаточную конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей. Кроме того, ожидания населения и предприятий в отношении роста цен становятся причинами инфляции. Даже при отсутствии объективных факторов инфляционные ожидания могут двигать цены вверх. В августе 2017 года количественная оценка инфляционных ожиданий на один год вперед составила 6,5%. Таким образом, они формируются ниже фактической инфляции внутри целевого коридора на 2018 год», — подчеркнул Данияр Акишев.
Как сообщил глава НБ РК, в следующем году Нацбанк переходит на поэтапное снижение целевых ориентиров.
«В этой связи важно добиться дальнейшей стабилизации инфляционных ожиданий в соответствии с долгосрочными целями денежно- кредитной политики. То есть, достижения уровня инфляции в размере 4% к 2020 году. На уровень инфляции продолжают отказывать влияние структурные особенности экономики, в том числе недостаточная глубина рынка товаров длительного пользования, слабая конкуренция, наличие торговых наценок и посредников. Это наблюдается на отдельных товарных рынках плодоовощной продукции, горюче-смазочных материалов и других. В этой части требуется усиление координации взаимодействия всех государственных органов », — сообщил Данияр Акишев.
Отметим, что инфляция за 9 месяцев 2017 года составила 4,2%. Годовая инфляция снизилась до 7,1%, хотя всего год назад в середине 2016 года достигала 17,7% после обесценения курса национальной валюты в 2015 году. Как уточнил глава Нацбанка, эффект переноса девальвации тенге на внутренние цены в 2017 году практически завершился.
«Национальный Банк ожидает, что инфляция по итогам этого года останется внутри целевого коридора 6−8%. Более того, на 2018 год Национальным Банком установлен целевой ориентир по инфляции на более низком значении, то есть от 5 до 7%. К 2020 году Национальный Банк ожидает замедления инфляции до уровня 4% годовых», — подчеркнул Данияр Акишев.