Казахстанские НПЗ сосредотачиваются на производстве автомобильного бензина, сокращая при этом выпуск дизельного топлива. За 8 месяцев текущего года в РК было произведено совокупно 2,1 млн тонн бензина, включая авиационный. Это на 4,9% выше объемов выпуска товара за аналогичный период прошлого года, пишет аналитическая служба Finprom.kz.
Темпы роста производства собственного бензина в республике замедляются, хотя общая тенденция продолжается.
С другой стороны, выпуск дизельного топлива на местных НПЗ продолжает сокращаться — в январе-августе было произведено на 1,8% меньше топлива, или 3,1 млн тонн.
Ставка на автомобильный бензин — попытка отечественных производителей прийти к абсолютному доминированию казахстанского содержания на внутреннем рынке. Пока перейти долю в 75% не удается, в этом году доля казахстанского производства в обеспечении бензином составляет 73,5%, год назад этот показатель был на уровне 72,9%.
В обеспечении дизельным топливом внутреннего спроса казахстанские производители формируют 94,1% предложения — однако, сокращение производства привело к тому, что доля импорта дизтоплива за год удвоилась, с 2,9% до нынешних 5,9%.
Всего за 7 месяцев в Казахстан было ввезено 188,9 тысячи тонн дизельного топлива, или более чем в 2 раза больше, чем в прошлом году.
В то же время импорт автомобильного бензина в январе-июле составил 625,9 тысячи тонн — на 2,4% меньше объемов ввоза за аналогичный период 2016 года. Сокращение импорта данной категории товаров продолжается второй год подряд.
Примечательно, что рост собственного производства и сокращение импорта для рядовых потребителей оборачивается ростом цен.
Так, в этом году (август к декабрю 2016) цены производителей моторного бензина, реализованного на внутренний рынок, выросли на 4,5%, на зимнее дизельное топливо — на 0,5%, а на летнее — сразу на 14,5%.