Казахстану необходим технологический прорыв для того, чтобы республика могла в течение 10 лет войти в число 30 развитых цифровых государств. Об этом в ходе республиканского совещания по вопросам цифровизации заявил директор подразделения Boston Consulting Group на Ближнем Востоке Александр Тюрпиц, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По словам Александра Тюрпица, в Казахстане будут запущены все 4 компонента программы цифровизации, включающих цифровую трансформацию традиционных отраслей, развитие человеческого капитала, цифровизацию государственных услуг и развитие цифровой инфраструктуры.
«Цифровые технологии становятся новой „нефтью“. И мы видим, что многие страны присоединяются к этой гонке и выносят это на повестку дня. Сейчас Казахстан на 50-м месте по цифровому развитию. За последние 5−6 лет позиция несильно поменялась, но мы уверены, что в ближайшие 10 лет Казахстан сможет войти в 30-ку лучших. Возможности для этого есть. (…) Технологический прорыв нужно организовать быстро, чтобы войти в 30-ку через 10 лет, а не 25. Казахстан является одной из 15 стран мира, которая запускает комплексную программу и все четыре компонента успеха. Пришло время начать эту трансформацию», — сообщил Александр Тюрпиц.
При этом он назвал 4 главных препятствия на пути реализации программы цифровизации: ограниченное участие частного сектора, концентрация усилий только на секторе ИКТ, фокус только на быстрых результатах, фокус только на «сегодняшних» технологиях.
Как пояснил глава подразделения BCG, конечной целью программы цифровизации является достижение «общества 5.0, в котором люди, машины и технологии могут мирно сосуществовать».
«Мы должны использовать эти возможности. Технологии быстро меняются. Например, чтобы получить 100 млн абонентов, телефонным компаниям понадобились 75 лет, а WhatsApp понадобилось только три года», — привел пример Александр Тюрпиц.
Спикер перечислил пять основных технологий, которые меняют нашу жизнь: это интернет вещей, искусственный интеллект, блокчейн, 3D-печать и большие данные (big data).
«Каждая страна фокусируется на одной из технологий и много инвестирует в них. Например, в Германии сейчас развивают промышленный интернет вещей и индустрию 4.0, что позволит обеспечить гибкое производство. Более 150 млрд евро составит рост производительности. Кадастровая служба Швеции тестирует запись сделок с имуществом через блокчейн. Это сэкономит средства налогоплательщиков на 100 млн евро в год», — проинформировал он.
По данным Александра Тюрпица, рост экономики интернета в развивающих странах составляет 15−25 процентов в год. Ни один другой сектор экономики не может показать такой рост. 90 процентов всех глобальных данных были созданы всего за два последних года.
«И 99 процентов данных в мире уже оцифрованы. 35 млрд устройств по всему миру генерируют данные и обмениваются ими каждый день. Это в пять раз больше, чем население мира и составляет лишь один процентов от тех устройств, которые можно подключить. И также есть обратная сторона. В прошлом году правительства и корпорации потратили почти полтриллиона долларов на противодействие кибератакам. Это новое явление», — уточнил представитель компании.
По словам Александра Тюрпица, многие правительства опасаются внедрять технологические инновации из-за возрастающего роста кибератак. Но, по мнению эксперта, Казахстан открыт новым цифровым веяниям.
«Возможности увеличения производительности в разных отраслях дадут им „вторую жизнь“, появятся новые рабочие места. Например, такие площадки, как Alibaba дают возможность каждому стать предпринимателем. Электронная торговля стирает границы государств. Государства могут оказывать услуги открыто, что снижает риски коррупции. Все это приводит к экономическому росту», — озвучил перспективы директор подразделения Boston Consulting Group на Ближнем Востоке.