1 августа в «Атамекене» состоялось совещание по вопросам ценообразования на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Ельдос Рамазанов, открыв встречу, сообщил о важности рассматриваемых вопросов повестки дня для предпринимателей Казахстана.
«Первое, это предложения «Самрук-Казыны» и КТЖ о постепенном переходе к рыночному ценообразованию на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом, и второе, — по внедрению предельных максимальных и минимальных уровней тарифов на регулируемые услуги магистральных железнодорожных сетей в проект Закона «О естественных монополиях», — подчеркнул Ельдос Рамазанов.
Он также отметил, что в рамках работы по внесению изменений в некоторые законодательные акты по вопросам конкуренции в ноябре 2016 года на площадке Нацпалаты с участием заинтересованных бизнес-сообществ были рассмотрены предложения КТЖ по выведению из-под государственного ценового регулирования услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом. По итогам совещания КТЖ и бизнес-сообщество не пришли к единой позиции, приняв решение об отмене ценового госрегулирования только на услуги по аренде вагонов.
В свою очередь управляющий директор по взаимодействию с правительством АО ФНБ «Самрук-Казына» Нурлан Рахметов отметил, что все вводимые новшества направлены на повышение привлекательности фонда при выходе на IPO. В настоящее время «Самрук-Казына» проводит работу по повышению инвестиционной привлекательности группы компаний АО «НК «Қазақстан темір жолы» путем перехода к рыночному ценообразованию на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом за счет дерегулирования услуг по перевозке грузов в контейнерах, контрейлерными отправками, в крытых и изотермических вагонах, а также при перевозке порожних контейнеров, крытых, изотермических вагонов и фитинговых платформ.
«Анализ перевозок грузов КТЖ показывает снижение и практически полное отсутствие в контейнерных перевозках перевозок тарно-штучных грузов железнодорожным транспортом. Доля контейнерных перевозок в общем объеме перевозок КТЖ составляет менее 1%, в крытых вагонах 5%, аналогичная ситуация в изотермических вагонах. В наблюдаемых условиях перехода на автомобильный транспорт необходимы равные подходы к ценообразованию. Частичное дерегулирование тарифов на железнодорожные контейнерные перевозки является полумерой и не позволяет эффективно реализовать транспортный потенциал Казахстана», — сообщил вице-президент по интеграционному планированию и информатизации АО «КТЖ — Грузовые перевозки» Владимир Петров.
В ходе обсуждения данного вопроса прозвучали волновавшие стороны моменты, например, алматинские предприниматели задались вопросом:
«Возможно ли снизить тарифы и повысить качество услуг без отмены госрегулирования? В лице государства мы видим защиту, чувствуем контроль за ценообразованием».
«Весь вопрос в том, что мы должны, наконец, переходить к каким-то рыночным механизмам регулирования. (…) Мы пытаемся не всю железную дорогу дерегулировать в ценовом смысле. А только какие-то части, которые, мы считаем, имеют прямое отношение к конкурентной среде. Автотранспорт является прямым конкурентом для перевозок грузов в контейнерах по железной дороге. У нас есть конкуренты, и мы хотим формировать цену в рыночной среде. Государство будет нас регулировать МЖС по всем остальным перевозкам и по перевозке в целом до 2020 года. Мы только часть предлагаем вывести в рынок», — прокомментировала вице-президент по экономике и финансам АО «КТЖ — Грузовые перевозки» Шолпан Омарбекова.
Подводя итоги обсуждения вопроса дерегулирования, Ельдос Рамазанов дал поручение собрать обоснованные позиции от предпринимательского сообщества в десятидневный срок.
По второму вопросу повестки дня, предложения по внедрению предельных уровней тарифа были озвучены АО «НК «КТЖ» и рассмотрены ранее в рамках рабочей группы при Комитете по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК по разработке нового Закона РК «О естественных монополиях».
Теперь этот вопрос был вынесен на обсуждение с предпринимательским сообществом.
«Для внедрения данной инициативы выступают нормы Договора о Евразийском экономическом союзе, где организациям железнодорожного транспорта предоставляется право принятия решений об изменении уровня тарифов в рамках предельных уровней (ценовых пределов), установленных или согласованных уполномоченными органами, и в соответствии с методологией, утверждаемой уполномоченными органами государств-членов ЕАЭС», — отметила Шолпан Омарбекова.
Данная мера направлена на повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта государств-членов ЕАЭС, создание благоприятных условий для осуществления перевозок грузов железнодорожным транспортом, привлечение новых грузопотоков, стимулирование внедрения новой техники и технологий.
Вместе с тем представителями грузоотправителей было отмечено, что для реализации предлагаемой нормы необходимо в подзаконных актах предусмотреть условия повышения и понижения тарифов, а также их пределы. Кроме того, у участников совещания возникли вопросы касательно распространения ценовых пределов на конкретные направления перевозок и гарантированные объемы.
«Вопрос серьезный, мнения бизнеса далеко не однозначны и для принятия единого решения по 2-му вопросу повестки дня прошу региональные палаты в течение недели консолидировать позиции бизнеса и направить в адрес Нацпалаты. Также прошу еще раз оповестить всех заинтересованных лиц, материалы совещания опубликовать на официальном портале «Атамекена», — подвел итоги Ельдос Рамазанов.