Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) Казахстана в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB», прогноз — стабильный. Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в рейтинговом агентстве.
«РДЭ Казахстана, с одной стороны, отражают сильный государственный и внешний балансы, которые подкрепляются значительными государственными сбережениями и существенными чистыми иностранными активами государства, а, с другой стороны, принимают во внимание высокую зависимость от сырьевого сектора, слабые банковский сектор и индикаторы качества управления, а также волатильные макроэкономические показатели в сравнении с сопоставимыми эмитентами с рейтингом „BBB“. Продолжается постепенная адаптация экономики к значительному шоку по ценам на нефть в последние годы, чему способствуют гибкость валютного курса, реформы монетарной политики, реструктурирование банковского сектора и фискальные стимулы», — говорится в сообщении.
По прогнозам аналитиков, дефицит общегосударственного бюджета согласно определению МВФ увеличится до 7,7% ВВП в 2017 году относительно оценочного уровня в 5,0% в 2016 году ввиду рекапитализации (что по оценкам будет представлять собой разовый расход для бюджета на уровне 4,2% от ВВП) крупнейшего банка страны, Казкоммерцбанка («ККБ», «CC"/Rating Watch «Развивающийся»). Рекапитализация является частью процесса, в ходе которого ККБ будет приобретен вторым крупнейшим банком, Народным банком Казахстана («B"/Rating Watch «Негативный»). Власти намерены сократить дефицит бюджета в 2018—2019 гг., завершив программу стимулирования «Нурлы Жол» и проведя реформу налогового кодекса. Fitch ожидает, что уменьшению дефицита будут способствовать более высокие цены на нефть, и исходит из отсутствия дополнительных затрат на рекапитализацию после 2017 г.
Баланс бюджета государства является очень сильным, отражая активы Национального фонда Республики Казахстан («НФРК») на уровне 45,8% ВВП в конце 2016 года. Чистый госдолг в конце 2016 года составлял минус 22,3% от ВВП в сравнении с медианой для сопоставимых эмитентов в 33,1%. НФ РК будет использован для частичного финансирования более высокого дефицита в 2017 году, но Fitch ожидает, что активы фонда останутся на уровне свыше 30% от ВВП в течение прогнозного периода. В декабре 2016 году было введено новое бюджетное правило для сокращения гарантированных трансфертов от НФРК в госбюджет с 2018 года.
Сырьевая зависимость является существенной (на экспорт нефти приходится около половины поступлений счета текущих операций), и более низкие цены на нефть привели к росту дефицита счета текущих операций до 6,4% ВВП в 2016 году (медиана «BBB»: -1,8%). Ненефтяной экспорт пока не испытал положительного влияния снижения валютного курса ввиду экономических трудностей у основных торговых партнеров. Внешние перспективы выглядят более благоприятными на 2017 и 2018 гг. ввиду ожидаемого восстановления цен на нефть, но высокий импорт, связанный с прямыми иностранными инвестициями, и отток доходов обусловят сохранение дефицита счета текущих операций в течение прогнозного горизонта. Fitch ожидает, что дефицит будет полностью профинансирован за счет прямых иностранных инвестиций, которые останутся существенными, так как в следующем году начинается расширение нефтяного месторождения Тенгиз (37 млрд. долларов.).
Показатели внешнего баланса — очень сильные. Суверенный эмитент является внешним нетто-кредитором (58,8% ВВП в конце 2016 года против медианы для «BBB» в 2,9%) за счет иностранных активов НФРК и значительных валютных резервов, составляющих около 18 мес. от платежей по счету текущих операций. Чистый внешний долг на уровне 22,9% от ВВП в конце 2016 г. выше, чем медиана у сопоставимых эмитентов (0,5%), но отражает в основном долг в секторе ТЭК, связанный с прямыми иностранными инвестициями, а 63% валового внешнего долга частного сектора в конце 2016 года относилось к внутрикорпоративному долгу. По оценкам Fitch, чистый внешний долг достигнет пика в конце 2017 года, а затем снизится до менее 20% от ВВП в конце 2018 года ввиду значительных прямых иностранных инвестиций и более низкого дефицита счета текущих операций. С учетом низкой доли краткосрочного внешнего долга, показатель ликвидности по расчетам Fitch находился на очень комфортном уровне: более 300% в конце 2016 года (медиана для сопоставимых эмитентов: 154,7%).
Макрофинансовые риски сократились. Растет доверие к режиму инфляционного таргетирования, введенному в 2015 году. Инфляция уменьшилась до целевого диапазона 6%-8% и составляла 7,7% в марте 2017 года после превышения целевого уровня в 2016 г. (8,5% на конец года), и Нацбанк намерен продолжать укреплять свою монетарную политику. Он не проводил интервенций на валютном рынке с сентября 2016 г., и курс тенге немного вырос в течение года. Долларизация депозитов, хотя по-прежнему выше медианного уровня для стран с рейтингами «BBB» на уровне 54,6% на конец 2016 года, также снижается, что свидетельствует о повышения доверия к национальной валюте.
Банковский сектор является очень слабым и имеет индикатор банковской системы по методологии Fitch «b». Власти, как представляется, нацелены на реструктуризацию финансового сектора, о чем свидетельствуют поддержка ККБ и намерения провести проверку качества активов в 2018 году. Согласно официальным данным проблемные кредиты на уровне 6,7% от всех кредитов являются умеренными, но возможна существенная недооценка имеющих небольшое покрытие резервами реструктурированных или стрессовых кредитов на балансах большинства банков. В предстоящие годы могут возникнуть потребности в дальнейшей рекапитализации, но Fitch ожидает, что они будут управляемыми относительно размера суверенных активов.
Экономика продолжила адаптироваться к девальвации 2015 года и более низким нефтяным доходам в течение 2016 г. Рост реального ВВП составил 1,0% в прошлом году после 1,2% в 2015 г., поддерживаемый государственной программой антициклического стимулирования. Fitch ожидает увеличения темпов роста реального ВВП до 2,2% в 2017 г. по мере повышения добычи нефти (на Кашаганском нефтяном месторождении вновь начата добыча), сохранения сильного уровня прямых иностранных инвестиций и продолжения программы стимулирования. В то же время, даже если растущая добыча нефти и прямые иностранные инвестиции, связанные с сектором ТЭК, подразумевают более благоприятные среднесрочные экономические перспективы, сохранение зависимости от сырьевого сектора означает, что макроэкономическая волатильность, вероятно, будет выше, чем у сопоставимых эмитентов в рейтинговой категории «BBB», в течение прогнозного горизонта.
На допустимом уровне долга сказываются более слабые индикаторы качества управления по методологии Всемирного банка. Поправки к конституции, одобренные в марте 2017 года, с целью передать часть широких президентских полномочий правительству и парламенту, по мнению агентства, вряд ли приведут к улучшению индикаторов качества управления в краткосрочной перспективе.
По суверенной рейтинговой модели Fitch Казахстан имеет скоринговый балл, эквивалентный рейтингу «BB+» по шкале долгосрочных РДЭ в иностранной валюте.
В соответствии со своими рейтинговыми критериями, комитет Fitch по суверенному рейтингу принял решение не принимать балл, полученный в результате использования модели, в качестве начальной точки для своего анализа, поскольку, по мнению комитета, изменение результата модели с «BBB-» до «BB+» является временным ухудшением.
Приняв результат модели за «BBB-», комитет агентства по суверенному рейтингу скорректировал его для получения окончательного долгосрочного РДЭ в иностранной валюте, применив качественные факторы в сравнении с сопоставимыми эмитентами, следующим образом:
— Государственные финансы: +1 уровень, чтобы отразить крупные государственные сбережения в НФРК.
— Внешние финансы: +1 уровень, чтобы отразить значительные внешние активы государства.
— Структурные характеристики: -1 уровень, чтобы отразить слабое состояние банковского сектора.
Суверенная рейтинговая модель Fitch — это собственная рейтинговая модель агентства с множественной регрессией, которая использует 18 переменных, исходя из трехлетних центрированных средних значений, включая прогнозы на 1 год, для получения скорингового балла, эквивалентного долгосрочному РДЭ в иностранной валюте. Перспективный учет агентством качественных факторов дает возможность корректировать результат, полученный с использованием суверенной рейтинговой модели, для присвоения финального рейтинга и отражает факторы в рамках наших критериев, которые не могут быть в полной мере выражены в количественном виде и/или не отражены в полном объеме в суверенной рейтинговой модели.
Основные факторы, которые вместе или в отдельности могут привести к негативному рейтинговому действию, включают:
— Дальнейшее ослабление суверенного внешнего баланса.
— Материализация существенных условных обязательств, сверх уже выявленных, для суверенного баланса со стороны банковского сектора.
— Политика, которая негативно сказалась бы на бюджетной консолидации или на доверии к монетарной политике.
Основные факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к позитивному рейтинговому действию, включают:
— Устойчивое восстановление внешних и фискальных буферов.
— Шаги, направленные на снижение уязвимости государственных финансов к резким негативным изменениям цены на нефть в будущем, например, за счет сокращения дефицита ненефтяного бюджета.
— Устойчивое восстановление экономики, поддерживаемое существенным улучшением деловой среды и качества управления и более высокой диверсификацией.
— Существенное улучшение показателей банковского сектора.
Отметим, Fitch исходит из того, что цена на нефть Brent в среднем составит 52,5 долларов за баррель в 2017 годуи 55 долларов за баррель в 2018 году.