Более тесная интеграция транспортных инфраструктур Казахстана и Узбекистана станет важным вкладом в формирование транспортного коридора экономического пояса Шелкового пути. Об этом, отвечая на вопрос корреспондента центра деловой информации Kapital.kz, заявил чрезвычайный и полномочный посол КНР в РК Чжан Ханьхуэй.
Посол пояснил, что переговоры о строительстве железнодорожной ветки с территории Западного Китая через город Кашгар в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) и далее через территорию Кыргызстана в Узбекистан велись достаточно давно. По его словам, этот проект можно назвать «бородатым», потому что речь о нем шла последние 20 лет.
«Самое главное здесь — это технико-экономическое обоснование проекта: откуда брать деньги?! Еще тогда при подсчетах вышла просто колоссальная сумма в 7 млрд долларов. Но если стороны хотят, чтобы китайское правительство или китайские банки выделили деньги, то как гарантировать окупаемость, кто будет выплачивать кредиты? К тому же, это очень сложный участок, пролегающий через горные хребты», — заметил Чжан Ханьхуэй.
Тем не менее, все дело упирается в финансы. К тому же, сейчас открывается совсем другой маршрут в Узбекистан — через Казахстан. Особенно данный маршрут становится актуальным после договоренностей между Нурсултаном Назарбаевым и Шавкатом Мирзиеевым.
«Мы будем работать над тем, чтобы использовать потенциал трассы между Казахстаном и Узбекистаном. Инфраструктурная система между двумя странами, ее возрождение — это важный результат визита узбекского лидера в Астану. Мы полагаем, что это очень хорошая новость для всего СНГ и Евразии в целом. Ведь если будет построена единая транспортная связь между вами, то она внесет важный вклад в развитие Экономического пояса Шелкового пути, в возрождение Великого Шелкового пути», — подчеркнул китайский посол.
При этом, говоря о другом траке Шелкового пути, уходящем в Европу, Чжан Ханьхуэй привел прошлогоднюю статистику перевозок грузов и товаров через Казахстан в сторону Евросоюза.
«Хотел бы проинформировать, что в прошлом году из Китая проследовало 584 железнодорожных состава через Казахстан в европейские страны. В общей сложности, эти составы отправились из 17 городов Китая. Они выбирают такой маршрут не зря, ведь он намного дешевле, чем авиаперевозки и намного быстрее морских перевозок. Морским путем, товары из Китая идут в Европу полтора месяца, тогда как по этой ветке Шелкового пути через Казахстан время в дороге занимает две недели или 10 дней. К тому же, ваша республика значительно улучшила свои услуги — гарантируется безопасность перевозимых грузов, серьезно сокращены сроки на таможне — за каждые полчаса можно оформить и пропустить железнодорожный состав. Что немаловажно, была найдена возможность загрузки пустых составов в Европе для обратной перевозки», — констатировал Чжан Ханьхуэй.
Не обошел вниманием Чжан Ханьхуэй и тему ускорения строительства автодороги «Западная Европа — Западный Китай».
«Я уже поднял вопрос о том, чтобы сделать стыковки стандартов между нашими странами в области автодорожных перевозок, потому что есть разные стандарты по автомобилям, по грузовикам, по водительским правам