USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.19$
BTC
70719.50$
-127.100

Что происходит на рынке авиатоплива в Казахстане?

В Эйр Астане прокомментировали заявление о дефиците топлива

Share
Share
Share
Tweet
Share
Что происходит на рынке авиатоплива в Казахстане?- Kapital.kz

В понедельник, 23 января, авиакомпании «Эйр Астана» и QAZAQ AIR заявили о том, что процедура распределения между авиакомпаниями авиакеросина, производимого отечественными нефтеперерабатывающими заводами, «непрозрачна и требует существенной корректировки».

В совместном пресс-релизе авиакомпании указали, что отечественные НПЗ производят меньше авиационного керосина, чем требуется. В частности, отмечалось, что в 2016 году фактически произведено 155 тыс. тонн, притом что потребность составляет 570 тыс. тонн. Планы Минэнерго на 2017 год — производство 241 тыс. тонн авиатоплива, что составляет примерно 38% от необходимого объема. Кроме того, утверждается в пресс-релизе, на 2017 год для «Эйр Астаны» определен объем почти в три раза, для авиакомпании Qazaq Air — примерно в два раза меньше требуемого. В то же время для одной из частных авиакомпаний — дословно из пресс-релиза — «предусмотрен объем авиатоплива, превышающий необходимый». Такое распределение утверждено графиком закрепления авиакомпаний и аэропортов за основными ресурсодержателями нефти и нефтепродуктов по поставке авиационного керосина на 2017 год.

По мнению авиакомпаний «Эйр Астана» и Qazaq Air, необходим прозрачный механизм распределения авиационного топлива.

В департаменте по корпоративным коммуникациям авиакомпании «Эйр Астана» подробнее рассказали о сложившейся ситуации — в комментарии деловому еженедельнику «Капитал.kz».

— Почему, на взгляд компании «Эйр Астана», сложилась ситуация с нехваткой авиационного топлива отечественного производства? Как долго длится эта ситуация?

— Согласно разъяснениям Министерства энергетики РК, проблема с дефицитом авиационного керосина отечественного производства, которую авиакомпания испытывает с момента образования (более 15 лет), обусловлена ограниченными техническими мощностями существующих трех НПЗ.

14 мая 2009 года Постановлением Правительства РК был утвержден «Комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан на 2009−2015 годы». Администраторами программы было официально объявлено, что главной целью этого плана являлось обеспечение энергетической безопасности Республики Казахстан в части полного удовлетворения внутренней потребности в основных видах нефтепродуктов — бензине, авиатопливе и дизельном топливе.

Наряду с этим комплексным планом были установлены цели достижения динамичного развития конкурентоспособности предприятий на основе внедрения новых технологий и повышения уровня эффективности и экономической отдачи.

Фактически за последние восемь лет проблема удовлетворения внутренней потребности в авиатопливе не только никак не решилась, но и еще более обострилась, несмотря на ряд принимаемых комплексных планов и мер. Только за предыдущий год объемы поставок авиационного керосина для гражданской авиации сократились в 2,5 раза. В 2015 году министерством энергетики определено для производства на казахстанских НПЗ 414 тыс. тонн авиационного керосина, а в 2016 году — лишь 155 тыс. тонн. При этом авиационный керосин на Павлодарском НХЗ не производится уже в течение нескольких лет, а выработка и отгрузки с Атырауского НПЗ, несмотря на незначительные объемы, носят хаотичный и бессистемный характер.

— Как авиакомпании решают проблему нехватки топлива отечественного производства? Где и в каких объемах закупается недостающий объем? Какой объем топлива требуется вашей компании в год?

— В связи с предстоящей Международной специализированной выставкой ЭКСПО-2017 и расширением маршрутной сети общая потребность АО «Эйр Астана» составляет около 350 тыс. тонн в год. Казахстанскими НПЗ обеспечивается только 30% от общей потребности (в случае выполнения обязательств всеми ресурсодержателями).

В результате, авиакомпания из года в год все более становится зависимой от поставок из Российской Федерации. Но они также не гарантированы и нестабильны, так как осуществляются по остаточному принципу в связи с возрастающим спросом на российском рынке, в периоды ограничения экспорта, ремонтно-профилактических работ ряда НПЗ, осенне-зимний период и по другим причинам.

Вместе с этим, стоимость импортируемого авиатоплива устанавливается в иностранной валюте.

— Каким образом устанавливается цена на керосин, произведенный на отечественных НПЗ, участвует ли в этом государство?

— В данный момент отменены инструменты государственного регулирования ценообразования на отечественный авиационный керосин. В 2011 году после принятия закона «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» уполномоченные государственные органы перестали регулировать ценообразование авиационного керосина. Это было обосновано необходимостью решения проблемы с дефицитом.

Стоимость авиационного керосина устанавливается самостоятельно самими ресурсодержателями. При этом объемы производства не увеличились, несмотря на переход так называемое «рыночное ценообразование», а стоимость отечественного авиационного керосина с 2015 года выросла более чем на 60%. Это противоречит мировой тенденции снижения стоимости нефти и нефтепродуктов. Поэтому принципы определения стоимости авиационного керосина с отечественных НПЗ нам не понятны.

Во всем мире определение цены на авиационный керосин происходит на основе стоимости нефти и применяемой в международной практике формулы «цена равно рыночная цена плюс дифференциал». Данная практика применяется при обслуживании рейсов наших авиакомпаний практически во всех зарубежных станциях (в том числе и в СНГ), где функционируют несколько независимых операторов, напрямую реализующих авиатопливо авиакомпаниям на конкурентной основе (Air BP, Shell, Total, «Газпромнефть-Аэро», «Роснефть-Аэро», «Лук-Аэро» и т. д.).

В этой формуле показателем рыночной цены могут выступать котировки по Platts, Argus Moscow либо данные других авторитетных ценовых (котировальных) агентств. Дифференциал включает затраты оператора на логистику, финансовые затраты и маржу, которая согласовывается между оператором и авиакомпанией. В зависимости от индикатора рыночной цены, согласованной между сторонами, и реальными расходами операторов дифференциал может быть положительным (+) либо отрицательным (-).

— Чем вы объясняете лоббирование интересов частных авиакомпаний в ущерб интересам государственных авиакомпаний?

— Министерство энергетики РК определило для распределения в рамках графика на 2017 год 241 тыс. тонн, что на 55% больше в сравнении с 2016 годом.

КГА (Комитет гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию, — прим. ред.) при распределении данного объема увеличил квоты для АО «Эйр Астана» на уровне 47%, в то время как для авиакомпании SCAT — 90%.

При этом ресурсодержателем для авиакомпании SCAT определяют только одну компанию — ТОО «Petrosun», которое является доминирующим и надежным, а для АО «Эйр Астана» и АО «Qazaq Air» — 10 компаний, 70% из которых либо не осуществляют выработку авиакеросина, либо производят в ограниченном объеме. Последние же, пользуясь случаем, стараются этот мизерный объем продать авиакомпании по цене на 30% дороже установленной доминирующими ресурсодержателями на том же заводе.

— Как ситуация с нехваткой топлива отечественного производства может отразиться на стоимости билетов в 2017 году? Ожидается ли удорожание авиабилетов в 2017 году?

— Как всем известно, основную долю в себестоимости авиаперевозок составляет авиационный керосин (около 30%). Поэтому такие ситуации с дефицитом, а вместе с тем и вероятное повышение стоимости авиатоплива прямым образом отражаются на стоимости авиаперевозок.

На данный момент «Эйр Астана» не рассматривает повышение своих тарифов, но в случае увеличения стоимости аэропортовых услуг авиакомпания будет вынуждена пересмотреть тарифы.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.