Глава Комитета по финансам и бюджету Гульжана Карагусова предложила министерству финансов пересмотреть срок ликвидации субъектов МСБ, прекратить административное давление на добросовестных налогоплательщиков, а также актуализировать программы налоговых органов. Свои предложения депутат озвучила в ходе правительственного часа в мажилисе, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Не секрет, что в последнее время одним из хороших источников пополнения бюджета является пагубная практика наложения штрафов, которая является деструктивным механизмом во взаимоотношениях государства с налогоплательщиком. Только по итогам 2015 года сумма поступлений в доходную часть бюджета в виде штрафов выросла в два раза, на 45%, по сравнению с 2014 годом: с 2,6 млрд тенге до 4,8 млрд тенге. Неужели за такой короткий промежуток времени все наши налогоплательщики стали нарушителями?! К сожалению, это в основном добросовестные налогоплательщики, допустившие незначительные ошибки в начислении налогов или в несвоевременной сдаче налоговой отчетности. Наказания к налогоплательщикам применяются по причине неэффективного функционирования программ самих налоговых органов, которые зачастую не актуализированы и иногда зависают. Нередки случаи, когда применяемые штрафы противоречат самому Налоговому кодексу, международным договорам и конвенциям в этой сфере. Но доказательства, к сожалению, не хотят принимать и отправляют дело в суд. Почему же добросовестный налогоплательщик должен доказывать непрофессионализм налоговых органов? А ведь в это время они отчитываются о выполнении плана», — выступила Гульжана Карагусова на правительственном часе.
По ее словам, порой налагаемые на налогоплательщиков суммы штрафов несоизмеримы с их доходами. Казахстанским налогоплательщикам приходится пройти «семь кругов ада», чтобы доказать свою правоту. Тогда как в развитых странах ОЭСР придерживаются принципа презумпции невиновности налогоплательщика.
«Уже четыре года мы не можем внести эту норму в наш Налоговый кодекс. Вместе с тем штрафы в самих странах ОЭСР являются прежде всего показателем неэффективности работы самих налоговых органов», — подчеркнула глава Комитета по финансам и бюджету.
Как считает Гульжана Карагусова, одним из болезненных вопросов в отношениях налоговиков и предпринимателей является проведение проверок при процедуре добровольной ликвидации предприятия.
«Сейчас в связи с внесением изменений касательно банкротства обанкротиться легче, чем закрыть предприятие. Порой доходит до абсурда, когда индивидуальный предприниматель через пару лет после занятия бизнесом в отсутствие какой-либо деятельности годами не может ликвидировать предприятие. Полагаю, что процедура ликвидации субъектов малого бизнеса должна происходить в максимально сжатые сроки. В течение 10 дней, за которые орган госдоходов сможет выяснить, нет ли неисполненного обязательства за субъектом МСБ», — заявила Гульжана Карагусова.