Сделку ЕНПФ по приобретению облигаций ТОО «Бузгул Аурум» проверяет следственное управление департамента Комитета национальной безопасности (ДКНБ) города Алматы. Об этом сообщил директор департамента по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Нацбанка Казахстана Александр Терентьев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«ЕНПФ за счет собственных средств провел сделку 6 октября 2016 года. Эта сделка прошла на организованном рынке в торговой системе Казахстанской фондовой биржи. Были проведены специализированные торги первичного размещения облигаций. Покупатель — ЕНПФ. Сумма сделки — 5 млрд тенге. То есть ЕНПФ за счет собственных средств эту сделку провел, никакого отношения к управлению пенсионными активами, которое осуществляет Национальный банк, не имеет», — прокомментировал Александр Терентьев.
Он пояснил, что Нацбанк принимает максимальное содействие в проведении следствия. «Наши специалисты уже направлены (в ДКНБ — Ред.)…За остальными комментариями просим обращаться в КНБ, мы не уполномочены давать комментарии. К тому же, есть понятие тайна следствия. Повторюсь, я не знаю по какой статье было возбуждено дело», — заметил Александр Терентьев.
«Нацбанк не контролирует сделки с собственными средствами ЕНПФ, у нас нет такого мандата», — обратил внимание Александр Терентьев.
Журналистам пояснили, кто контролирует сделки по инвестированию собственных средств фонда. «Контроль осуществляют акционеры, в рамках своих полномочий. Также ежегодно проводится аудит большой четверкой (PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst&Young, KPMG — Ред.). Все (аудированные — Ред.) отчеты публичны», — сообщила заместитель директора департамента рынка ценных бумаг Нацбанка Елена Никифорова.
Также в Нацбанке уточнили, почему он был привлечен к расследованию по сделке. «К проверке (ЕНПФ — РЕд.) могут привлекаться и третьи лица, органы прокуратуры вправе привлечь (любого — Ред.) человека для дачи каких-то заключений. В данном случае специалист Нацбанка будет давать заключение по поставленным перед ним вопросам, потому что сделка была проведена с ценными бумагами. И то, что Нацбанк управляет пенсионными активами ЕНПФ не связано с тем, что его специалисты участвуют в этой проверке», — заметила Елена Никифорова.
Как сообщил финрегулятор, облигации были размещены с купоном 19% годовых, пока срок выплаты купона не наступил. Александр Терентьев обратил внимание, что ТОО «Бузгул Аурум» не потерпело дефолт.
В Нацбанке пояснили, что 5 млрд тенге — это 4,8% собственного капитала ЕНПФ. Как сообщил финрегулятор, сделка по приобретению облигаций на 5 млрд тенге — не является крупной. «Крупная сделка — это более 25% собственного капитала пенсионного фонда», — отметили в Нацбанке.
Елена Никифорова напомнила, что представляют из себя собственные средства пенсионного фонда. «АО „ЕНПФ“ — это юридическое лицо, у него есть имущество. Любое акционерное общество вправе за счет собственных средств совершать сделки, а именно, покупать бумаги, размещать средства на депозитах. Это инвестиционная деятельность юрлица. Сделка с ТОО „Бузгул Аурум“ как раз предмет такой деятельности. Повторюсь, это не пенсионные активы вкладчиков, а средства ЕНПФ как юрлица. Доходы ЕНПФ складываются за счет средств акционеров, за счет тех доходов, которые идут от основой деятельности», — сообщила она.
Ранее сообщалось, что с 21 декабря 2016 года проводится проверка деятельности Единого накопительного пенсионного фонда с участием Национального банка.
«Проверка осуществляется по операциям, совершенным ЕНПФ в отношении инвестирования собственных активов. Собственные активы ЕНПФ формируются за счет его капитала и результатов хозяйственной деятельности. Управление собственными активами осуществляется пенсионным фондом самостоятельно. Пенсионные накопления граждан отделены от баланса ЕНПФ и учитываются раздельно. Инвестирование пенсионных накоплений осуществляется Национальным банком исключительно по направлениям, одобренным советом по управлению Национальным фондом РК на 2016 год. При этом в 2016 году не предусматривается инвестирование пенсионных активов в финансовые инструменты частных компаний реального сектора экономики», — сообщал ранее Нацбанк.