В августе 2015 года власти Казахстана признали, что страна находится в экономическом кризисе. Как тогда отметил глава государства Нурсултан Назарбаев, этот кризис является глобальным и его последствий не удалось избежать никому в мире. «Предстоящие годы будут непростыми. Тяжелее, чем в предыдущие кризисы…», — сказал Нурсултан Назарбаев. Эксперты предположили, что Казахстану потребуется два года, чтобы выйти из экономической нестабильности.
«Этот год был годом девальвационных ожиданий, вливаний в рамках госпрограмм и постепенной адаптации к новым реалиям. Вполне вероятно, что следующий год будет более благополучным», — рассказал Айвар Байкенов, начальник отдела управления активами АО «Казкоммерц Секьюритиз». Если в этом году наблюдалась стагфляция — нулевой рост при высоком уровне инфляции, то в следующем году ожидается рост на 1−1,5%. Это, по словам аналитика, произойдет за счет стабилизации цен на нефть на уровне 55−60, что может дать небольшой импульс экономике. Также стимулировать экономический рост могут позитивные тренды по экспортным товарам, в частности по промышленным металлам.
«Вслед за фискальными стимулами, которые происходят в рамках программы „Нурлы жол“, мы ожидаем, что все-таки Нацбанк начнет проводить политику монетарного стимулирования: будет дальше снижать базовую ставку, что приведет к корректировке ставок фондирования и оживлению банковского кредитования. На этом фоне бизнес увеличит деловую активность, а население — потребительскую», — рассказал Айвар Байкенов. К тому же, предполагает аналитик, в следующем году инфляция может приблизиться к отметке 7%. Средний курс в 2017 году, по прогнозам эксперта, ожидается в районе 337 тенге, а диапазон — 330−350тенге, но все же, подчеркнул Айвар Байкенов, больше присутствует вероятность укрепления тенге, но опять же многое будет зависеть от внешних факторов.
Председатель правления Народного банка Умут Шаяхметова предполагает, что будущий 2017 год должен быть легче, чем 2016-й. «Цены на нефть, наверное, уже не будут так активно падать в 2017 году. Думаю, они будут находиться в диапазоне $ 40−60 долларов за баррель. Если же цены на энергоресурсы снизятся до $ 40, то от этого не будет негативного эффекта, который наблюдался в 2015 и 2016 годах», — заявила Умут Шаяхметова.
Экономист Магбат Спанов более сдержан в прогнозах и не ожидает выхода экономики Казахстана из кризиса в 2017 году. Он подчеркнул, что драйверы экономического роста, которые задействует правительство, пока не дают результатов. «Мы зависим от мировых рынков, если цена на нефть стабилизируется, у нас будут дополнительные средства для финансирования секторов экономики, и, конечно, показатель ВВП будет расти. Если стабилизации не произойдет, то и ожидать роста экономики не стоит», — отметил Магбат Спанов. В целом, уверен экономист, если мировая экономика стабилизируется, то Казахстан как часть глобальной системы тоже получит свои дивиденды.