Учитывая обсуждение в Парламенте и перенос срока введения всеобщего декларирования, предлагается увеличить пороговое значение имущества, указанного в декларациях об активах и обязательствах. Также предложено снизить размеры штрафа за несвоевременное предоставление или недостоверное отражение сведений в декларации. Об этом, презентуя в мажилисе поправки в законодательство о налоговом и таможенном администрировании, рассказал министр национальной экономики Куандык Бишимбаев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Учитывая выявленные проблемы по переходу к всеобщему декларированию, а именно — неактуальность сведений в базах государственных органов, которые могут негативно сказаться на восприятии обществом этой идеи государства, предлагается осуществить переход к всеобщему декларированию в один этап с 2020 года», — еще раз сказал Куандык Бишимбаев.
Кроме этого, глава Миннацэкономики отметил, что предлагается продлить и сроки введения электронных счетов-фактур. Этапы перехода на обязательную выписку счетов-фактур предлагаются в следующем порядке:
— с 1 января 2018 года — крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу;
— с 1 января 2019 года — плательщики НДС.
Аналогично введение сопроводительных накладных на все товары предлагается начать с 1 января 2019 года. Тогда как в текущем Налоговом кодексе предусмотрен переход на сопроводительные накладные на все товары с 1 января 2017 года. То есть дополнительно предоставляется двухлетняя отсрочка.
Предлагается и установление нового порядка обжалования налоговых и таможенных проверок. В рамках законопроекта вводится и новый институт досудебного урегулирования споров. Это апелляционная комиссия, основные положения которой будут регламентированы подзаконными актами.
Уточняется порядок формирования перечня крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу. Предлагается исключить из налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, некоммерческие организации как организации, не преследующие цели извлечения прибыли и доходов в рамках своей деятельности. А также республиканские предприятия, поскольку они предоставляют отчетность в соответствии с законодательством о госимуществе. В то же время, как пояснил Куандык Бишимбаев, следует в обязательном порядке включить в этот перечень недропользователей, отнесенных к категории градообразующих.
«Мы сейчас работаем над объединенным Таможенным и Налоговым кодексом, который будет внесен в Парламент в следующем году», — сказал министр национальной экономики.
Он пояснил, что новым законопроектом предлагается сохранить действующее минимальное пороговое значение для целей постановки на учет по НДС в 30 тыс. МРП по 2017 год включительно, с дальнейшим поэтапным снижением до 15 тыс. МРП или 31,8 млн тенге к 2020 году. К тому же предлагается восстановить норму в Налоговом кодексе по добровольной постановке на регистрационный учет по НДС.
Предлагается также установить ставки акцизов на 2017 год с поэтапным повышением в 2018 и 2019 годах. Для усиления конкурентоспособности отечественных производителей при экспорте алкогольной продукции предлагается установление нулевой ставки акциза на спирт этиловый неденатурированный. Такая норма действует в России и Беларуси.
«Отдельным блоком предусмотрены поправки по финансовому сектору. Они направлены на оказание помощи заемщикам, имеющим просроченную задолженность перед банками по ипотечным жилищным займам в рамках Программы рефинансирования. Это позволит решить проблемные вопросы, сдерживающие реализацию этой программы, и сохранить единственное жилье у социально уязвимых слоев населения», — сообщил Куандык Бишимбаев.
Что касается увеличения конкурентоспособности транзитного потенциала Казахстана, предлагается поправка, согласно которой перевозка железнодорожно-паромным транспортом будет относиться к международной, то есть облагаться НДС по нулевой ставке.